Национальный совет экономики и труда
Национальный совет экономики и труда, о котором идет речь в ст. 99 Конституции, конституционной дефиниции не имеет. Он представляет собой консультативный орган палат Парламента, а также Правительства, имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам.
Полномочия Совета конкретизируются Законом о Национальном совете экономики и труда 1986 г. в 10 позициях. В частности, по предложению Правительства он должен рассматривать наиболее важные акты экономического и социального характера, в том числе программные документы такого же свойства, а также акты, касающиеся экономической и социальной деятельности в рамках Европейских сообществ; рассматривать отношения, связанные с бюджетом страны и программами, направляемыми ему ведомствами экономического характера; рассматривать доклады, направляемые Правительством, относительно политики в рамках Европейских сообществ; проводить исследования экономического и социального характера по требованию палат Парламента, Правительства, областей и автономных провинций; по собственной инициативе проводить исследования в названных областях, информируя при этом соответствующие государственные органы; вносить проекты законов по экономическим и социальным вопросам.
Совет состоит из экспертов и представителей производственных категорий соответственно их количественной и качественной значимости. Из 12 экспертов Совета восемь назначаются Президентом республики, а четверо — Председателем Совета министров. Остальные 99 членов Совета представляют интересы производственных категорий рабочих, служащих и предприятий частного и публичного секторов. Из названного числа 44 места отдано представителям трудящихся (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская и кредитная сферы, страхование). Представители «автономных профессий» имеют 18 мест (пять представителей от индивидуальных земледельцев, пять — от ремесленников, четыре — от производственных и потребительских кооперативов, четыре — от лиц свободных профессий). Места от представителей предприятий также распределены между секторами народного хозяйства (пять — от сельского хозяйства, 14 — от промышленности, семь — от секторов туризма и торговли и др., по одному — от крупнейших структур, находящихся под контролем государства, например от Итальянской национальной корпорации). Последняя группа выражает интересы итальянского патроната.
Члены Совета назначаются на пять лет. Мандат члена Национального совета экономики и труда несовместим с членством в Парламенте (в национальном и Европейском), в национальном Правительстве и в исполнительном органе области, а также с членством в областном совете.
Высший совет магистратуры
Магистратура, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, образует автономное и независимое от любой другой власти сословие (ordine). В Общей части учебника (п. 3 § 1 гл. X) мы уже объяснили, кто такие магистраты, составляющие магистратуру. В следующем пункте настоящего параграфа излагается их статус в Италии.
Высший совет магистратуры — это орган, ее возглавляющий. Впервые он был образован в 1907 г. (закон Орландо). Основы его статуса определены в ч. 2 — 6 ст. 104 и ст. 105 Конституции, а подробно он урегулирован особыми законами 1975 г.
Компетенция. Ведению Высшего совета магистратуры подлежат одновременно управление судейским корпусом Италии и осуществление дисциплинарной власти в отношении прокурорского и судейского корпуса. В функции Совета также входят зачисление, назначение и перемещение, продвижение магистратов. Кроме того, Совет выступает с инициативами, касающимися организации и функционирования судебной системы, а также высказывается по законопроектам в данной сфере. Он представляет профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами, решает о компенсациях и субсидиях магистратам и их семьям и выполняет некоторые другие функции.
Здесь нельзя не упомянуть о существовании в итальянской судебной системе судебных советов, образуемых при каждом апелляционном суде. Эти советы, организованные на основании законов 1966 г., названных по имени их автора Бреганза, включают по восемь членов, непосредственно избираемых судьями руководители судов входят в них по праву. Основная задача судебных советов — давать Высшему совету магистратуры мотивированные заключения о назначении и продвижении судей. На практике Высший совет регулярно утверждает предложения этих советов; по данным литературы, судебные советы в своих предложениях руководствуются единственным критерием — старшинством по длительности пребывания в судейском корпусе.
Функции Высшего совета магистратуры граничат с задачами, выполняемыми министерством юстиции; глава последнего может возбуждать дисциплинарное преследование в отношении магистратов и выступать на заседаниях Совета с сообщениями, которые могут иметь финансовые и административные последствия.
Формирование и состав. В составе Высшего совета магистратуры первоначально было 24 члена, из которых трое состояли в нем по должности — Президент республики в качестве председателя, первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены были выборные.
После реформы 1975 г. порядок формирования и состав этого органа и порядок назначения его членов значительно изменились. Вместо 21 члена теперь выборными являются 30, из которых 20 избираются членами магистратуры, а 10 — Парламентом. Четырехлетний срок остался без изменения, как не изменились нормы и в отношении трех членов, занимающих свои места по праву. Другими словами, в Высшем совете магистратуры теперь 33 человека. Выборные члены не могут переизбираться на непосредственно следующий срок.
Выборы на общем собрании магистратов производятся пропорционально численности различных категорий магистратуры на основе выдвижения кандидатов, представляемых по меньшей мере 150 магистратами. В Парламенте члены Совета избираются тайным голосованием на совместном заседании палат из числа ординарных университетских профессоров права и адвокатов, имеющих стаж работы по специальности не менее 15 лет. В первых двух турах голосования для избрания требуется 3/5 от общего числа парламентариев; такое же большинство, но от числа проголосовавших, нужно получить в последующих турах. Члены Высшего совета магистратуры, избранные Парламентом, из своей среды выбирают вице-председателя Совета.
Внутренняя организация Высшего совета магистратуры включает пленум этого органа и ряд органов, действующих независимо от общего собрания членов. К ним относится прежде всего комитет президиума, который осуществляет координацию и «дает импульсы» деятельности Совета, в частности в финансовой сфере; этот орган находится под руководством вице-председателя Совета, которому помогают первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. По предложению названного комитета ежегодно председателем Совета образуются комиссии; наиболее важные из них ведают назначением магистратов. В составе Совета действуют дисциплинарная секция и секретариат, руководимые одним из членов Кассационного суда. С Советом связан генеральный инспектор магистратуры, который в служебном отношении находится при министерстве юстиции.
Хотя Конституция не предусматривает каких-либо возможностей распускать Высший совет магистратуры, но Закон 1958 г. дает возможность Президенту республики действовать подобным образом в качестве главы государства в случаях, если этот орган не может функционировать. Данное право, безусловно, выходит за пределы провозглашенной автономии итальянской юстиции. Это право Президента делает его отношения с Высшим советом магистратуры похожими на отношения с Парламентом.
Судебная система
Конституция регулирует основы судоустройства (ст. 101 — 110), включая статус судей, и основы судопроизводства (ст. Ill — 113). Подробное регулирование содержится в Уложении о судоустройстве, одобренном королевским декретом еще в 1941 г., и в процессуальном законодательстве, в частности, в Гражданско-процессуальном кодексе 1942 г. и Уголовно-процессуальном кодексе 1989 г.
Конституция провозглашает, что правосудие отправляется именем народа, а судьи подчиняются только закону. Судебные функции подлежат осуществлению общими (ординарными) магистратами. Не должны учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей, хотя при обычных судебных органах могут создаваться специализированные секции по определенным вопросам, с участием, в частности, и пригодных граждан, не состоящих в магистратуре.
Конституция обязала законодателя урегулировать случаи и формы прямого участия народа в отправлении правосудия.
Назначение магистратов производится по конкурсу. В Общей части учебника (п. 3 § 1 гл. X) приведены нормы итальянского Уложения о судоустройстве, регулирующие данную процедуру равно как и общие принципы статуса магистратов. Повторять их здесь вряд ли целесообразно.
Вне пределов компетенции Высшего совета магистратуры организация и деятельность служб, относящихся к правосудию, подведомственны министру юстиции. Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией.
Судебная система Италии состоит из следующих подсистем:
судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов;
административных судов;
военных трибуналов.
Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.
Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Должность консилиатора неоплачиваема и не требует юридического образования. В коммуне действует обычно один консилиатор, назначенный из числа жителей, достигших возраста 25 лет и способных «достойно и независимо» выполнять судебные функции. Назначает консилиатора Высший совет магистратуры на три года с возможностью переназначения.
Далее следует претура — суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа. Для рассмотрения всех этих категорий дел в претурах могут быть образованы отделения. Есть, однако, претуры, в которых действует только один претор. Всего в стране насчитывается около 1 тыс. преторов.
Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Каждый трибунал заседает в составе трех судей. Из своего состава он ежегодно назначает следственного судью и судью по надзору за исполнением наказаний. В трибуналах образуются отделения гражданского, уголовного и трудового судопроизводства. В стране всего около 150 трибуналов.
Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Заседает такой суд в составе трех судей. Он имеет отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; в число отделений входят рассматриваемые ниже суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.
Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18 лет. Они заседают в составе двух профессиональных судей, а также двух непрофессиональных судей, подбираемых из числа «достойных граждан» не моложе 30 лет, известных благотворительной деятельностью и принадлежащих к числу специалистов по биологии, психиатрии, уголовной антропологии, педагогике и психологии.
В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Они заседают в составе двух профессиональных и шести народных судей. Последние должны обладать итальянским гражданством, иметь возраст от 30 до 65 лет, образование не ниже среднего и отвечать нравственным критериям. Ими не могут быть профессиональные магистраты, военнослужащие и служащие полиции, священники, министры и их заместители, члены центрального и областных парламентов и некоторые другие категории лиц. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 — по апелляционной инстанции.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности). Он также выступает кассационной инстанцией по делам, рассмотренным апелляционными судами. В Кассационном суде имеются три палаты по уголовным делам и три палаты по гражданским делам. Решение яо каждому делу принимается составом (жюри) из семи судей, и особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей. При Кассационном суде действуют генеральный прокурор и его заместители.
Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется сводным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и Законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. Указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции, однако они стали действовать только в 1974 г. Каждый такой трибунал включает председателя — члена Государственного совета и пять магистратов. Областной административный трибунал заседает в составе трех магистратов. Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.
Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.
Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.
Принципы судопроизводства. Речь здесь идет только о принципах, сформулированных в соответствующем подразделе Конституции.
Она требует, чтобы все судебные постановления были мотивированы. Приговоры и постановления, касающиеся личной свободы и вынесенные общими или специальными судебными органами, могут обжаловаться в кассационном порядке на основании нарушения закона. Это положение может быть отменено только в отношении приговоров военных трибуналов, вынесенных во время войны. Решения Государственного совета и Счетного суда обжалуются в кассационном порядке только по основаниям, связанным с подсудностью.
Судебная защита прав и законных интересов от актов публичной администрации осуществляется в органах общей или административной юстиции. Она не может быть исключена или ограничена специальными средствами обжалования или определенными категориями актов.