Средство индивидуализации - это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.
Предметом индивидуализации являются участники гражданского оборота и производимая ими продукция (работы, услуги) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 27.
Право на средство индивидуализации - исключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).
В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):
1) товарный знак - предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: "КАМАЗ", "Известия", "Вдова Клико", форма бутылки "Кока-Кола" и т.п.;
2) наименование места происхождения товара - предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: "Гжель", "Нарзан", "Шампанское" и т.п.;
3) фирменное наименование - предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО "КАМАЗ", ООО "Ромашка", ФГУП "Почта России" и т.п.;
4) коммерческое обозначение - предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: "Парикмахерская "Ручеек", "Столовая N 26" и т.п.
Предпосылки правовой охраны средств индивидуализации первоначально были связаны с пресечением недобросовестной конкуренции. Средство индивидуализации связано в представлении потребителя с особыми свойствами товара (качество, износостойкость, вкус, полезность и т.д.). Поэтому при имитации чужого средства индивидуализации затрагиваются интересы двоякого рода: 1) интересы потребителей, которым предлагаются товары с худшими характеристиками, и 2) интересы правообладателя, который несет репутационные издержки и имущественные потери в результате оттока потребителей <1>. В настоящее время исключительное право на средства индивидуализации подлежит защите и тогда, когда интересы потребителей формально не пострадали (например, товар под поддельным обозначением оказался по качеству выше, чем товар под зарегистрированным знаком). Это обусловлено абсолютным характером защиты всякого исключительного права. Но тесная связь правовой охраны средств индивидуализации с пресечением недобросовестной конкуренции сохранилась и проявляется в запрете на правовую охрану обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение (в том числе, например, в части обозначений, сходных с официальными наименованиями государственных органов).
--------------------------------
<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 179.
Главная цель предоставления обозначению правовой охраны - не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).
2. Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей, формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права, срок действия и оборотоспособность исключительного права (см. табл. 2):
Таблица 2
Средство индивидуализации | Правообладатель | Возникновение исключительного права | Срок действия исключительного права | Оборотоспособность |
Товарный знак | Юридические лица; индивидуальные предприниматели | Требуется государственная регистрация в патентном ведомстве (специальный государственный реестр) | 10 лет (с возможностью продления на 10 лет без ограничений общего срока) | Допускается переход к другим лицам (по договору и в порядке правопреемства) |
Наименование места происхождения товара | Физические лица; юридические лица | Требуется государственная регистрация в патентном ведомстве (специальный государственный реестр) | 10 лет (с возможностью продления на 10 лет без ограничений общего срока) | Не допускается переход к другим лицам |
Фирменное наименование | Коммерческие организации | Признается с момента государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ | На все время, пока сведения о наименовании юридического лица содержатся в ЕГРЮЛ | Не допускается переход к другим лицам |
Коммерческое обозначение | Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; индивидуальные предприниматели | Не требует формальностей | На период фактического использования | Следует за предприятием |
Что же позволяет говорить не о наборе различных обозначений, а именно о системе средств индивидуализации?
Во-первых, единство системы обнаруживается в общих чертах правовой охраны каждого средства индивидуализации:
- учет сходства до степени смешения. Если на одно обозначение уже возникло исключительное право, то другое обозначение не может получить правовую охрану не только при полной тождественности с охраняемым обозначением, но и в том случае, когда имеющиеся отличия все же способны вызвать у рядового потребителя ассоциации с охраняемым обозначением. Например, сходны до степени смешения обозначения adidas и abibas;
- ограниченность исключительного права определенной сферой. Предполагается, что для каждого средства индивидуализации существует своя сфера (однородные товары, однородная деятельность или территория), в рамках которой рядовой потребитель может быть введен в заблуждение. Поэтому, например, исключительное право на фирменное наименование ООО "Лезар" (сфера деятельности - лечение за рубежом) не считается нарушенным, если схожее фирменное наименование имеется у АО "Лезард" (сфера деятельности - производство средств для прочистки сантехники);
- отсутствие юридической конструкции преждепользования. Если в отношении обозначения возникло исключительное право у одного лица, то другое лицо не может ссылаться на то, что оно ранее фактически использовало такое же неохраняемое обозначение.
Во-вторых, единство системы поддерживают условия охраноспособности, общие для всех средств индивидуализации:
- требование различительной способности. Различительная способность - это гипотетическая возможность вызывать у рядового потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для идентификации предмета индивидуализации;
- требование относительной новизны. Правовая охрана не предоставляется средству индивидуализации в том случае, если на аналогичный предмет индивидуализации уже возникло исключительное право (например, аналогичный товарный знак имеет более раннюю дату приоритета или аналогичное фирменное наименование уже внесено в ЕГРЮЛ);
- зависимость от авторских прав и общегражданских личных неимущественных прав. На средства индивидуализации отсутствуют личные неимущественные интеллектуальные права, поскольку не всякое обозначение, получающее правовую охрану, является результатом творческого труда и имеет автора. В тех же случаях, когда обозначение является объектом авторского права, исключительное право на средство индивидуализации защищается только в том случае, если этот объект (название произведения, имя персонажа, цитата) используется в качестве средства индивидуализации с согласия обладателя исключительного авторского права. Аналогично использование в качестве средства индивидуализации имени или портрета известного лица допускается только с согласия этого лица или лиц, уполномоченных на защиту личных неимущественных прав этого лица после его смерти.
В-третьих, единство системы обеспечивается взаимными связями между системообразующими элементами (п. 6 ст. 1252 ГК). В отношении различных средств индивидуализации при их столкновении действует "принцип старшинства": если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Если объемное обозначение является объектом авторских прав, то оно может получить правовую охрану и как промышленный образец (патентное право), и как товарный знак. В этом случае при столкновении промышленного образца и товарного знака также действует "принцип старшинства".
§ 2. Правовая охрана товарного знака
Товарный знак - это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, звуковое и др.), служащее для индивидуализации определенной группы товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Из числа общих критериев правовой охраны средств индивидуализации особый интерес представляет такой критерий, как различительная способность товарного знака. Имеется несколько проявлений различительной способности:
а) принципиальная возможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром. В определенной степени для товарного знака требуется индивидуальность - не обладают различительной способностью "простые геометрические фигуры, линии, числа". Однако было бы ошибочно приравнивать различительную способность к оригинальности обозначения. Напротив, считается, что различительной способностью обладают самые простые слова в силу их обычности и способности к запоминанию (пример: товарный знак "Добрый"). Не обладают различительной способностью как раз "отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово" <1>. Так, в свое время в России по данному основанию не было зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение "XC90" одного известного производителя автомобилей.
--------------------------------
<1> Пункт 34 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482.
Принципиальная невозможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром - это умозрительное предположение. Практика может опровергнуть такое предположение. Поэтому часто "линии, цифры, отдельные буквы" приобретают различительную способность в результате их использования, когда рядовой потребитель может уверенно указать, какие именно товары идентифицируют эти буквы и цифры. Тогда обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак;
б) возможность вызывать у потребителя ассоциации с конкретным товаром. Недопустимо регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые характеризуют товары определенного вида в целом. Так, для молочной продукции нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слово "молоко" (но можно зарегистрировать слова "птичье молоко" для конфет). Очевидно, что закрепление монопольного права на такие обозначения только за одним правообладателем противоречило бы требованиям добросовестной конкуренции. Теми же причинами вызвана невозможность регистрации в качестве товарных знаков общепринятых символов и терминов, а также обозначений, представляющих собой форму товаров.
К данному основанию примыкает драматичная ситуация, когда конкретное обозначение, бывшее когда-то новым (и даже оригинальным), из-за слишком большой популярности вдруг становится собственным именем всего класса товаров. Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являются следующие обозначения: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум, нейлон и др. <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3.1 приложения 2 к Приказу Роспатента от 27 марта 1997 г. N 26.
2. Исключительное право на товарный знак. Правовая охрана товарного знака строится по образцу патентного права и предоставляется товарному знаку в случае его государственной регистрации. Решение о государственной регистрации товарного знака принимается по итогам экспертизы. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, правообладателю выдается свидетельство на товарный знак. Сведения о зарегистрированном товарном знаке подлежат публикации. Помимо возникновения исключительного права на товарный знак государственной регистрации подлежат переход исключительного права, залог исключительного права и предоставление права использования товарного знака по лицензии.
Исключительное право на товарный знак возникает в результате государственной регистрации обозначения, но началом исчисления срока действия товарного знака является дата приоритета (дата подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака). Десятилетний срок действия исключительного права может быть продлен неограниченное количество раз при условии, что заявление о продлении срока подано в патентное ведомство в последний год действия исключительного права. В этом случае срок продлевается автоматически без проведения экспертизы.
Несоблюдение условий охраноспособности товарного знака является основанием недействительности предоставления правовой охраны товарному знаку. Споры рассматриваются в административном порядке с последующим судебным контролем.
Содержание исключительного права. Способами использования товарного знака являются:
действия с материальным носителем. Это размещение товарного знака на самих товарах, на этикетках или упаковках товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации либо вводятся в гражданский оборот (производятся, продаются, предлагаются к продаже и т.п.);
действия, не связанные с материальным носителем. Это размещение товарного знака на вывесках и в рекламе; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в сети Интернет, в том числе в доменном имени, и т.п.
Обязанность использования товарного знака. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно (в отношении всех или части товаров, на которые было закреплено исключительное право) вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. При этом закон не содержит требования к правообладателю лично производить товары, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.