Фиксация нормативной правовой базы, необходимой для решения задачи
Условия задачи и наличие знаний о курсе административного права позволяют предположить, что Денисенко занимался незаконной предпринимательской деятельностью. Поскольку в этой ситуации затрагивается установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, то норму, распространяющуюся на данный случай, следует искать в главе 25 УК «Преступления против порядка осуществления экономический деятельности». Устанавливаем, что ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена ст. 233 УК. При ознакомлении с содержанием ст. 233 УК, с учетом полученных знаний о структуре уголовно-правовой нормы, констатируем ряд бланкетных признаков: «предпринимательская деятельность», «государственная регистрация», «базовая величина» и др. Согласно общему положению, закрепленному в ч. 1 ст. 9 УК «преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Следовательно, мы должны ориентироваться на редакцию (редакции) ст. 233 УК, действовавшей в период с 2008 г. по 2009 г., учитывать иные положения о действии уголовного закона во времени, посмотреть основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности и устанавливающих размер базовой величины, а также обратить внимание на позицию судебной практики и докрины по спорным вопросам уголовно-правовой оценки.
С учетом обозначенных моментов, есть основания выделить следующие нормативные правовые акты, которые будут иметь отношение к правовой оценке данной ситуации:
1. Закон Республики Беларусь от 29.06.2006 г. N 137-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (ст. 25).
2. Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 г. N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» (ст. 1).
3. Конституция Республики Беларусь (ст. 104).
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 1).
5. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 67).
6. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. N 1.
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 г. N 1446 «Об установлении размера базовой величины».
8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 г. N 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности».
P.S. При работе с компьютерной справочной правовой системой Консультант Плюс: Беларусь поиск нормативных правовых актов облегчают содержащиеся в тексте документа гиперссылки. Целесообразно также использовать символ «i» на полях документа и кнопку пиктографического меню «Связи».
Анализ ситуацииосуществляется на основании фактических обстоятельств дела, обозначенных в задаче, и норм действующего законодательства. Оказание транспортных услуг по перевозке грузов не включено в перечень видов деятельности, которые согласно ч. 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь не относятся к предпринимательской деятельности. Поскольку услуги по перевозке грузов оказывались Денисенко другим лицам систематически, то его действия согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК подпадали под признаки предпринимательской деятельности. Согласно пункта 1 ст. 22 ГК и положениям Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. N 1 предпринимательская деятельность, осуществляемая физическим лицом, требует государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя подтверждается соответствующим свидетельством.
Незаконная предпринимательская деятельность осуществлялась Денисенко в течение двух лет: в период с 2008 г. по 2009 г. До вступления в силу Закона от 28.12.2009 г. N 98-З ст. 233 УК действовала в редакции Закона от 29.06.2006 г. N 137-З. В период действия ст. 233 УК в редакции от 29.06.2006 г. крупный размер дохода определялся в соответствии с положениями примечания к главе 25 УК – это размер на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 г. N 1446 «Об установлении размера базовой величины» в период незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой Денисенко, размер базовой величины составлял 35000 рублей. Соответственно, полученный за этот период доход образовывал крупный размер /10500000:35000=300 (базовых величин)/. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 г. N 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в крупном или особо крупном размере, признается оконченным преступлением с момента получения соответствующего дохода. Таким образом, в период действия ст. 233 УК в редакции Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 г. N 137-З оказание Денисенко услуг по перевозке грузов формально подпадало под признаки уголовно-наказуемого деяния.
Однако ситуация изменилась после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 г. N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Согласно статье 5 указанного Закона, положения, касающиеся изменения редакции ст. 233 УК, вступили в силу 23 февраля 2010 г. В соответствии со ст. 1 Закона от 28.12.2009 г. N 98-З ст. 233 УК была изложена в новой редакции. Одной из новелл, имеющих непосредственное отношение к решению предложенной задачи, являлось введение части 2 Примечаний к ст. 233 УК, в которой были даны новые критерии для определения минимального предела крупного и соответственно особо крупного размеров. Согласно части 2 Примечаний к статье 233 УК доход от незаконной предпринимательской деятельности признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Увеличение минимального предела для исчисления крупного размера в рамках статьи 233 УК означает, что получение дохода при незаконной предпринимательской деятельности на сумму от двухсот пятидесяти до тысячи базовых величин стало административным правонарушением (ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь). В этой части изменения, произведенные Законом от 28.12.2009 г. N 98-З, улучшают положение лица, совершившего преступление и согласно ч. 2 ст. 9 УК должны иметь обратную силу.
Высказанное некоторыми правоведами мнение о том, что изменения иного законодательства, обусловленного бланкетным признаком состава преступления, не должно оказывать влияния на положения об обратной силе уголовного закона, представляется, не имеет под собой достаточного правового обоснования. Нормативные положения иных отраслей законодательства, «прикрепленные» к элементам состава преступления через бланкетный признак, должны соответствовать Конституции и иным положениям действующего законодательства Республики Беларусь. В части 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь закреплено следующее положение: «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан». В статье 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 г. N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» указано: «Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц…».
Вывод
На основе анализа предложенной ситуации можно сделать заключение о том, что оснований для привлечения к уголовной ответственности Денисенко по ст. 233 УК нет в силу действия правила об обратной силе закона. Если в отношении Денисенко было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 233 УК, то оно подлежит прекращению. При соблюдении требований, предусмотренных административным процессом, по факту незаконной предпринимательской деятельности может быть составлен протокол об административном правонарушении по части 11 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь.
P.S. При изложении своего решения задачи на практическом занятии первоначально следует сообщить общий вывод по задаче, а потом его обосновать.