Тема № 14. «Опека и попечительство»
Институт опеки был введен в качестве способа замены родительской власти в 879 г., опекунские отношения носили личный характер. Опекун заботился о «воспитании и прокормлении сироты»[77]. Право ребенка на опеку признавалось в ХVIII веке при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, [78] предусмотрел систему органов опеки. [79] Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип.
Студенты должны усвоить и знать цели опеки и попечительства, а также сходство и различия между опекой и попечительством. Основанием для возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В данном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке). В таком случае, кроме оформления акта, между органом опеки и попечительства и опекуном или попечителем заключается договор. Подобное двойное оформление необходимо для случая, когда опекун или попечитель исполняют свои обязанности возмездно (п. 7 ст. 145 СК РФ). При этом право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства, а права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установление опеки и попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Опека и попечительство могут рассматриваться в нескольких значениях.
Прежде всего, для целей гражданско-правового регулирования опека представляет собой законное представительство, способ восполнения дееспособности лиц, которые не обладают ею в полном объеме. Попечитель, в свою очередь, не замещает собой подопечного, но, как известно, дополняет своей волей волю подопечного.
Однако для семейного права опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над детьми) - это способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123, п. 4 , 5 ст. 145 СК РФ). Вместе с тем, поскольку опека и попечительство устанавливаются не только над несовершеннолетними, но и над совершеннолетними гражданами, законодатель закрепил общее легальное определение понятий «опека» и «попечительство», которые установлены в ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Опека (попечительство) в отношении как детей, так и взрослых подопечных определена как форма их устройства.
Статья 145 СК РФ претерпела значительные изменения, изменилось не только ее содержание, но и название: «Установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей». Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются ГК РФ, Федеральным законом об опеке, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Налицо противоречивая по своему содержанию статья СК РФ, имеющая своей целью перенос всех семейно-правовых норм, относящихся к опеке (попечительству) над несовершеннолетними, в лоно гражданского права, вопреки ст. 2 ГК РФ, определяющей круг отношений, регулируемых гражданским законодательством. Неудачна попытка вытеснения из семейно-правового поля отношения по опеке (попечительству) над несовершеннолетними, поскольку их регулирование семейным законодательством исчезнуть не может благодаря усилиям такого противоречивого закона, каким является Закон об опеке. Тем более что СК РФ в иерархии законов занимает далеко не второстепенное место[80].
Различие между опекой и попечительством в отношении детей проводится в основном по двум признакам: кто является подопечный и соответственно полномочия опекунов и попечителей. Опекуны назначаются малолетним (не достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним) гражданам и признанным судом недееспособными гражданам, при этом опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а также иные юридически значимые действия. Попечители назначаются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, ограниченным судом в дееспособности, Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, и оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. Также единственный родитель ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, подав заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Подпись родителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо нотариально. Родитель вправе отменить или изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку.
Сущность отношений по опеке и попечительству над детьми – обеспечение осиротевшим детям семейного воспитания, поэтому не каждый желающий может стать опекуном или попечителем. Статья 146 СК РФ предъявляет требования к опекунам и попечителям: опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
1. Лица, лишенные родительских прав;
2. Лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
3. Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
4. Лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 СК РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
5. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 СК РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
6. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
В рамках изучения данной темы студенты должны самостоятельно изучить Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».
Патронат. История этого явления насчитывает не одно десятилетие. В дореволюционной России во второй половине ХVIII века существовали две формы материальной помощи обездоленным людям: патронат и патронаж. Но в «понятие «патронат» на тот период вкладывался иной смысл, его понимали как совокупность мер по оказанию материальной помощи нравственно опустившимся людям: освободившимся из мест заключения, алкоголикам, проституткам, бездомным и др. Помощь оказывалась с целью перехода таких лиц к честной трудовой жизни. В отношении несовершеннолетних это понятие употреблялось только в случае, если они относились к указанным категориям[81].
Форма охраны интересов ребенка, как «патронат над детьми», в советском законодательстве была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». В этом Постановлении указывалось на добровольный характер принятия детей на воспитание, на возмездное осуществление патронирования, патронатный воспитатель наделялся правам и обязанностями опекуна или попечителя.
Затем было принято Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей». В советском семейном праве патронат был закреплен в положениях КоБС Латвийской и Узбекской ССР и означал передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства[82].
На сегодняшний день патронат рассматривается как разновидность опеки (попечительства), что предполагает заключение договора между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Патронат согласно ст. 14 Закона является одной из форм опеки или попечительства по договору.
Патронатное воспитание – это устройство детей в семьи патронатных воспитателей. В отличие от приемных родителей патронатными воспитателями могут быть только специально подготовленные лица, являющиеся сотрудниками учреждений, осуществляющих устройство детей в семью, ими могут быть также сотрудники воспитательных учреждений для детей-сирот, работники органов опеки. Патронатный воспитатель являясь профессионалом, может квалифицированно обеспечить контакты ребенка с родителями, например, ограниченного в правах (ст. 75 СК РФ). С помощь патронатного воспитателя ребенок готовится к постоянному проживанию в семье усыновителей[83].
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.С 1 сентября 2008 года в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» в СК РФ введена новая глава № 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Термин «организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие аналогичные организации» заменяют термины «воспитательное учреждение», «лечебное учреждение», «учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение», установленные ранее в СК РФ. Термин «организация» является более широким и охватывает собой не только учреждения как некоммерческие организации, созданные собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ), но и иные некоммерческие организации, что имеет важное значение, например, для религиозных организаций, которые также занимаются воспитанием и обеспечением детей, оставшихся без попечения родителей[84].
В соответствии с принципом приоритета семейного воспитания дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью. Так, п. 1 ст. 123 СК РФ предусматривает такие семейные формы устройства, как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная или патронатная семья. Только при отсутствии возможности устроить детей в одну из указанных форм воспитания они передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Пункт 1 ст. 155.1 СК РФ расширяет данный перечень, относя к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только образовательные и медицинские организации или организации, оказывающие социальные услуги, но и некоммерческие организации, при условии, что осуществление надзора за детьми не противоречит целям их деятельности.
Передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть постоянной и временной.
При постоянном устройстве ребенка в образовательную, медицинскую и аналогичную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов и других функций опекуна (попечителя) возлагается на эти организации.
Если ребенок помещен в одну из перечисленных организаций временно (вследствие того, что родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам (тяжелая болезнь, длительная командировка и т.п.) не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка), это не прекращает прав и обязанностей родителей (опекунов, попечителей либо усыновителей).
В любом случае передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформляется решением (актом) органа опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства возлагают на себя исполнение обязанностей опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет.
Дети, пребывающие в детских домах или любых иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают личными и имущественными правами, которые по своему содержанию во многом совпадают с правами детей, находящихся в семьях под опекой (попечительством), установленные ст. 148 СК РФ.
Студентам необходимо более подробно самостоятельно изучить данную тему, для чего необходимо использовать главу 22 СК РФ, учебную литературу, комментарии к СК РФ.
Тема № 15 «Приемная семья»
Правовое положение приемной семьи регулируется нормами главы 21 СК РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Правилами создания приемной семьи и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»[85].
С момента введения в действие ФЗ «Об опеке и попечительстве» приемная семья и патронатная семья являются разновидностями возмездной опеки или попечительства (ст. 14, 16 Закона).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. На воспитание в семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, общее количество детей в семье не должно превышать 8 человек (включая собственных и усыновленных).
Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения), а организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен данный ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства либо нахождения ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Органы опеки и попечительства проводят плановые проверки подопечного помещенного под опеку или попечительство в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.
При передаче ребенка, достигшего десяти лет в приемную семью, под опеку, на усыновление его согласие обязательно.