Тема 4. Основные принципы организации и деятельности государства в зарубежных странах.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. В чем выражается принцип единства государственной власти? Как он соотносится с принципом разделения властей?

2. Существуют ли различные модели демократии в зарубежных странах? Обоснуйте ответ.

3. В чем заключается соотношение понятий «правовое государство» и «демократическое государство»?

4. Существует ли единый стандарт социального государства в зарубежных странах? Обоснуйте ответ.

Темы докладов / рефератов:

1. Единство государственной власти и принцип разделения властей.

2. Правовое государство.

3. Демократическое государство.

4. Социальное государство.

5. Светское государство.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Литература по данному вопросу:

Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М., 1995.

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002.

Конституционное правосудие и социальное государство: Сб. докладов. М., 2003.

Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001.

Разделение властей: история и современность / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.

Салыгин Е.Н. Теократические государства. М., 1999.

Скуратов Ю.И. Разделение властей или распределение функций. // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 1995.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проанализируйте практику построения правового государства в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.

2. Исследуйте влияние различных моделей демократии в зарубежных странах на уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в этих странах.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Тема 5. Политические партии и партийные системы в зарубежных странах.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличается политическая партия от движения?

2. Каковы тенденции политического развития партийных систем в развитых странах Западной Европы?

3. Как регулируется финансирование политических партий в зарубежных странах?

Темы докладов / рефератов:

1. Понятие, классификация, функции и структура партий.

2. Партийные системы в современных зарубежных странах.

3. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Литература по данному вопросу:

Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2010.

Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структура, динамика. М., 1999.

Дюверже М. Политические партии. Изд. 4-е. М., 2007.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты). Екатеринбург, 1992.

Нуссбергер А. Плюрализм – конституционная ценность // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 6 (67).

Острогорский Н.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 6.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Определите роль политических партий в жизни общества.

2. Выявите преимущества и недостатки различных партийных систем в зарубежных странах.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Наши рекомендации