Словарь основных категорий и понятий
Абсентеизм – неучастие (уклонение) избирателей в выборах в органы.
Абсолютизм - форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Автономия - право на независимость, самоуправление, самостоятельность государственных образований в отношениях, связанных с организацией и обеспечением их существования и деятельности.
Административно-территориальное устройство - деление территории государства на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления
Ассиметричная федерация - федерация, субъекты которой в значительной степени различаются по их конституционно-правовому статусу и реальному положению в системе федеративных отношений, а равно, возможно, по таким характеристикам, как территория, количество населения, уровень социально-экономического развития.
Бикамерализм - двухпалатная структура парламента.
Бипатрид - лицо, имеющее два и более гражданства.
Вето - право определенного органа государственной власти (главы государства) наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемый в соответствующем акте: 1) абсолютное - без права вторичного принятия этого закона парламентским голосованием; 2) относительное (отлагательное) - санкционирование приостановления вступления в силу закона, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.
Выборщик - термин применяется при косвенных выборах - лицо, выбранное избирателями для представления их интересов на грядущих выборах.
Выборы - форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании.
Государственный режим - порядок функционирования высших государственных органов и их взаимодействия между собой.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Двугражданство - политико-правовая принадлежность лица к двум суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином.
Делегированное законодательство - изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых законодательных полномочий.
Демократия - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, основанная на признании народа в качестве источника власти и возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления граждан.
Договорная федерация - такая форма территориального устройства, которая образуется в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающихся в связи с этим в субъекты федерации.
Зависимые территории ~ территории, которые находятся в юридической зависимости от государств, выступающих по отношению к этим территориям в роли метрополий, т.е. колониальной державы.
Законодательная инициатива - право специально уполномоченных органов, организаций и лиц возбуждать перед субъектом законодательной деятельности вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.
Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве, которая осуществляет исключительное право издавать нормативные акты (законы), обладающие высшей юридической силой.
Законодательный процесс - регламентированный порядок осуществления совокупности действий, составляющих законодательную деятельность парламента.
Заморская территория - форма зависимости территории от государства-метрополии, которая создается законом, законодательный режим и административная организация зависит от особого конституционного положения территории.
Избирательная квота - при пропорциональной избирательной системе минимально необходимое количество голосов для избрания одного депутата в данном избирательном округе.
Избирательная система - установленный национальным законодательством порядок организации и проведения выборов в представительные органы, определение итогов голосования и результатов выборов
Избирательное право - в субъективном смысле: право граждан избирать в органы государственной и местной власти (активное избирательное право); быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право).
Избирательный округ - в государствах, где используется территориальный принцип организации выборов, избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, определенным национальным законодательством, для проведения выборов в представительные органы.
Имам - согласно шиитской концепции - полубожественный правитель, стоящий над государством и обществом.
Иммунитет - предусмотренная национальным законодательством или вытекающая из норм и принципов конституционного и международного права особенность статуса субъекта права, заключающаяся либо в ограничении применения к нему некоторых общих норм национального законодательства, либо в праве субъекта конституционного права быть свободным от власти другого аналогичного субъекта.
Импичмент - процедура ответственности высших должностных лиц государства (президента, судей и т.п.).
Интерпелляция - в государствах с парламентарной формой правления особый вид запроса депутатов парламента правительству или отдельному его члену по определенному вопросу или относительно политической линии правительства в целом.
Индемнитет - 1) в ряде стран свобода выступления и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность; 2) предусмотренное национальным законодательством вознаграждение депутатов за их деятельность в парламенте, включающее заработную плату, компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи и т.п.
Кандидат — претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов или назначения, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.
Кантон - территориальное устройство государства - единица федеративного устройства в некоторых странах (напр., Швейцарии) либо низовая административно-территориальная единица (напр., в Бельгии, Франции и др.).
Кастильская система престолонаследия - наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру.
Квалифицированное большинство - при голосовании официально установленное большинство голосов, необходимое для принятия решения по вопросу, поставленному на голосование, превышающее простое большинство.
Кворум - установленное законом, уставом организации или регламентом минимальное количество участников собрания, заседания какого-либо органа, необходимое для признания соответствующего собрания или заседания правомочным принимать решения.
Клерикальное государство — государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов.
Конкурирующая компетенция — совместная компетенция федерации и ее субъектов распределяется таким образом, что органы субъектов федерации вправе принимать решения по любым вопросам данной сферы, пока такие решения не приняты федеральными органами, но в любом случае акты субъектов федерации в совместной сфере не могут противоречить актам федеральным.
Конституанта - во Франции и некоторых др. государствах учредительное собрание, созываемое с целью разработки конституции.
Конституционное право (как отрасль права) - совокупность правовых норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также основы организации общества и государства.
Конституционная федерация - федерация, создаваемая в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт.
Конституционный контроль — контроль за соответствием законов положениям конституции, осуществляемый конституционными судами или специализированно уполномоченными на то конституцией органами государства.
Конституционный надзор - такая система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.
Конституционный строй - в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в конституции, охраняемые конституцией и другими нормативными правовыми актами и выступающих в качестве основ конституционного строя.
Конституционный суд - в ряде государств, специализированный орган судебной системы, главной функцией которого является осуществление предварительного и (или) последующего конституционного контроля, надзора.
Конституционный трибунал - орган конституционного контроля (надзора) в Польше, Испании.
Конституция - основной закон государства, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества.
Контрасигнатура - в некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность.
Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, сохраняют независимость (суверенитет) и объединяются для достижения определенной цели и имеют общие органы для координации своих действий в этих сферах, в то же время государства-участники сохраняют свои органы государственной власти.
Корпоративное государство - форма тоталитарного или авторитарного режимов, разновидность фашистского государства, создающего систему корпораций, выполняющих определенные социальные функции.
Магистратура - в ряде стран судьи, прокуроры и следователи объединяются в судейский корпус (иное название - магистратура).
Метрополия - государство, владеющее колониями.
Министериализм (иначе - система кабинета)- государственный режим, при котором юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента.
Монархия - форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха и передается по наследству.
Монократическая республика - при наличии основных атрибутов республики - парламент, независимость судей - власть президента носит неограниченный характер.
Народная конституция - конституция, источником которой является избирательный корпус, выбирающий парламент или учредительное собрание либо который непосредственно одобряет конституцию на референдуме.
Народный суверенитет - как принцип конституционного права зарубежных стран означает полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.
Натурализация - прием в гражданство иностранца по его заявлению
Обычай - прочно установившееся в определенной сфере социальной жизни правило, регулирующее поведение участников соответствующих общественных отношений.
Обязательный вотум - юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.
Октроирование конституции - дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха).
Омбудсман — парламентский уполномоченный по гражданским делам.
Оптация - добровольный выбор гражданства, обычно предоставляется населению территории, изменяющей государственную принадлежность.
Основы конституционного строя — совокупность общественных отношений, составляющих сущность устройства общества и государства.
Плебисцит - референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер
Поименное голосование - голосование, при котором официально регистрируется, как именно голосовал тот или иной депутат представительного органа или член иного коллегиального органа в процессе принятия решения.
Политико-административное деление — деление унитарного государства на единицы, статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства текущей власти.
Политико-территориальное устройство — представляет собой виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.
Политическая власть - власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств.
Политический режим — система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власть в обществе. Виды: 1) демократический - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом; 2) либеральный — отличается высокой степенью политической свободы, однако вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие; 3) авторитарный - полное или почти полное отсутствие и, деле демократических политических отношений; 4) тоталитарный - система средств и способов осуществления государственной власти, при котором устанавливаются ограничения в политической, личной жизни граждан; любые партии, кроме правящей, возглавляемые вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены.
Политическое убежище— предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к данному государству (право убежища).
Полицейское государство- государственно-правовой режим, основу которого составляет тоталитарный государственный контроль, при осуществлении которого нарушаются права граждан государства.
Полукантон – субъект швейцарской федерации, имеющий те же права и тот же статус что и кантоны. Главное отличие полукантона от кантона в том, что его голос на федеральном уровне «весит» в два раза меньше, т.к. полукантон – это кантон, разделившийся на две части: голос кантона на референдуме считается как ½ голоса кантона, полукантоны избирают в верхнюю палату парламента 1 представителя ( а не двух).
Право сецессии - право выхода субъекта из федерации.
Правовое государство- тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти.
Презумпция компетентности- в федеративных государствах при распределении компетенции между федерацией и ее субъектами - в случаях, не урегулированных Конституцией, компетенция считается принадлежащей субъектам федерации.
Престолонаследие- порядок наследования титула монарха.
Прецедент- поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.
Промульгация закона- стадия законодательного процесса - санкционирование законопроекта главой государства в установленные конституционные сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.
Разделение властей- три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) на основе конституционной системы сдержек и противовесов, уравновешивая друг друга, должны обеспечить эффективную реализацию народовластия.
Ратификация- утверждение международного договора, подписанного от имени государства или правительства высшим органом государства или его главой.
Республика- форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Референдум- форма непосредственной демократии, окончательное решение вопроса государственного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей территории. Известны следующие виды: 1) конституционный референдум - референдум, проводимый при принятии конституции; 2) консультативный референдум - всенародный опрос, результат которого не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан; 3) обязательный референдум - имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято; 4) отменительный референдум (народное вето) - референдум, проводимый для решения вопроса о полной или частичной отмене закона или акта, имеющего силу закона; 5) петиционный референдум - референдум, проводимые по инициативе группы избирателей; 6) факультативный референдум - проводится в зависимости от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы.
Салическая система престолонаследия— наследование престола исключительно по мужской линии.
Светское государство - конституционная характеристика государства -отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.
Симметричное территориальное устройство- политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус (противопоставляется ассиметричное территориальное устройство).
Социальное государство - конституционная характеристика государства - государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные различия.
Статутное право- в Англии с XIII в. совокупность правовых норм, содержащихся в законодательных актах высших органах государственной власти (статутах).
Суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.
Судебная система- определенным образом структурированная совокупность судебных органов, действующих в государстве.
Судебный иммунитет - в силу судебного иммунитета государство не может быть привлечено в качестве ответчика в суде другого государства, кроме случаев добровольно и прямо выраженного согласия на подчинение местной юрисдикции.
Теократическая монархия- разновидность монархической формы правления, при которой значительная власть при управлении государством принадлежит религиозно-феодальным институтам.
Территориальное деление государства- система территориальных составных частей (единиц) государства, представляющее собой географическую основу территориального устройства.
Титул монарха- символы верховной власти (короля, императора и т.п.).
Трайбализм (трибализм) - (в развивающихся странах) практика предоставления привилегий выходцам из определенной племенной группы.
Унитарное государство- форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.д.).
Факультативный конституционный контроль- осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта (например, требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта).
Федеральные территории - территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации и непосредственно подчиненные центральной власти (имеются не во всех федерациях).
Федерация - в многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.
Филиация - приобретение гражданства в силу рождения (на основе принципов «право почвы», «право крови»).
Ценз- предусмотренные законодательством ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо политическими, главным образом, избирательными правами.
Шариат- свод норм мусульманского права.
Экспатриация - запрещение высылки из страны своих граждан и законно находящихся в данном государстве (обычно, демократическом) иностранцев.
Экстрадиция - запрет выдачи иностранным государством своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
Юрисдикция (от лат. судопроизводство»)- 1) установленная законом совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры, решать дела о правонарушениях, оценивать действие лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям; 2) Территория в подведомственности определенного органа власти; 3) Отправление правосудия, а также иная деятельность государственных органов по разрешению споров, рассмотрению дел о правонарушениях и применению санкций.
Явочный порядок - (при проведении собраний, манифестаций) когда не требуется законодательством извещение устроителями компетентных органов о предстоящем собрании, манифестации, его времени, месте проведения и тематике.
Вопросы для дискуссии
[1] Комкова Г.Н. Конституционное право России. – М., 2005. – С. 13.
[2] См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. Выпуск 2. – М., 1908; Градовский А.Д. Общее государственное право. – СПб, 1885; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. – СПб, 1910; Алесеев А.С. Русское государственное право. – М., 1897 и другие.
[3] См.: Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. - № 6. – С. 107; Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 11-12 и др.
[4] Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций. - М., 2006. – С. 58.
[5]См.: Уманский Я.Н. Советское государственное право. – М., 1970. – С. 6-7; Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. – М., 2001. – С. 28-29; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 38 и др.
[6] См.: Малько А.В. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. – М., 2005. – С. 28.
[7] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы конституционного права: Курс лекций. Т.1. – М., 2005. – С. 99.
[8] Конюхова И.А. Конституционное право России. Общая часть: Курс лекций. – М., 2006. – С. 199.
[9] Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право РФ: Учебное пособие. – М., 2007. – С. 26.
[10] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 57.
[11] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М., 2007. – С. 24-26.
[12] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 190-191.
[13] См., например: Конституционное право России / Под ред. А.С. Прудникова, В.И Авсеенко. – М., 2005. – С. 30.
[14] Баглай М.В. Указ. соч. - С. 44.
[15] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 193.
[16] Малько А.В. Указ. соч. – С. 156.
[17] См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001. – С. 175-176; Парламентское право России: Учебник / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 1999.
[18] Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002.
[19] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 63.
[20] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2007. – С. 15.
[21] Конюхова И.А. Указ. соч. - С. 68.
[22] Баглай М.В. Указ. соч. – С. 49, 72.
[23] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 91.
[24] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 65.
[25] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2005. – С. 37
[26] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 81.
[27] См.: Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2007. – С. 37.
[28] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права: Курс лекций. - М., 2005 - С. 365.
[29] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 75.
[30] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 117-139.
[31] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 69.
1 См.: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М., 1998. - С. 3-4, 11.
2 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. - М., 2005. - С. 28 - 35; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2005. - С. 43-57.
[32] См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. - М., 2003. – С. 13.
[33] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1999.
[34] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.
[35] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000.
[36] Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.
[37] Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999.
[38] Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. – М., 2000.
[39] Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. – М., 1998.
[40] Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. – М., 1998.
[41] Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. - М., 2003.
[42] Авакьян С.А. Конституционное право Росси: Практикум. – М., 2007. – С. 11.
[43] Конюхова И.А. Конституционное право России: курс лекций. – М., 2006. – С. 83.
[44] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2007. – С. 82.
[45] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 11.
[46] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси. - М., 2007. – С. 18.
[47] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 206.
[48] Российская газета. - 2003. - 2 декабря.
[49] СЗ РФ. - 1995. - № 29. – Ст. 2757.
[50] Кряжков В.А, Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М., 1998.
[51] Российская газета. – 1995. – 28 декабря.
[52] СЗ РФ. - 1995. - № 45. – Ст. 4408.
[53] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146.
[54] Федеральный зако. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.
[55] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2663.
[56] Кутафин О.Е. Источники конституционное право РФ. – М., 2002. – С. 328.
[57] См.: Колосова М.С. Конституционная ответственность в РФ. – М., 2000. – С. 8; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. – М., 1996. – С. 33-34; Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 65.
[58] Авдеенкова М.П. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности. – М., 2003. - С. 42-43.
[59] Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы конференции // Государство и право. – 2000. – № 3. – С. 27.
[60] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М., 2005. – С. 301.
[61] Сучилн А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов власти субъектов РФ. – М., 2003. – С. 49.
[62] См.: Гаджиев Г.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. - 2001. - № 3. - С. 129. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. - С. 65; Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. – М., 2006. - С. 27 и др.
[63] Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - Воронеж, 1985. – С. 78.
[64] Страшун Б.А. К понятию конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2001. - С. 74.
[65] Пискотин М.И. Политическая ответственность работника аппарата государственного управления в социалистических странах. - Варшава, 1975.
[66] Козлова Е.А., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 85.
[67] Авакьян С.А. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 136.
[68] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2007. – С. 68.
[69] Конюхова И.А. Конституционное право России. – М., 2006. – С. 287.
[70] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 28.
[71] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 16.
[72] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – М., 2005. – С. 141.
[73] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 51.
[74] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 60.
[75] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 106..
[76] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2003. – С. 47.
[77] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 68.
[78] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 70.
[79] Во Франции в 1958 г. парламент поручил руководство подготовкой новой конституции правительству, но установил пять принципов, которыми оно должно руководствоваться (всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед парламентом и др.).
[80] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 105.
[81] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 106.
[82] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 116.
[83] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. – М., 2000.
[84] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146.
[85] СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4916.
[86] СЗ РФ. – 2004. - № 13. – Ст. 1110.
[87] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 563.
[88] Лучин О.В. Конституция РФ. Перспективы развития. – М., 2002. – С. 536.
[89] Лучин В.О. Конституция РФ: проблемы реализации. – М., 2002
[90] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М., 2007. - С. 51.
[91] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2007. - С. 99.
[92] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2007. - С. 129-198.
[93] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций. - М., 2007. - С. 51.
[94] Конюхова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2000. - С. 537.
[95] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - M., 2005. Т. 1. - С. 438-485.
[96] Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 91-99.
[97] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. - M., 2010. Т. 1. - С. 442.
[98] Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. – М., 2004.
[99] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник – М., 2003.
[100] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010.
[101] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010.
[102] СЗ РФ. – 1997. - № 39. – Ст. 4465.
[103] Безуглов А.А. и. Солдатов С.А. Конституционное право: Учебник. – М., 2003.
[104] Авакьян С.А. Конституционное право России Учебный курс. В 2х тт. - М., 2010. - С. 364. Т. 1.
[105] Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1. – М., 2010. – С. 86.
[106] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ»//СЗ РФ. –2004. -№27. –Ст. 2710.
[107] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник. - М., 2012. – С. 78.
[108] СЗ РФ. - 2002. - № 145. – Ст. 1245.
[109] СЗ РФ. – 2004. - № 245. – Ст. 2345.
[110] СЗ РФ. - 2003. - № 45. - Ст. 14257.
[111] Конституционное право России / Под. ред. А.Е. Постникова. - М., 2007. – С. 295-301.
[112] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. - М., 2002. - С. 79.
[113] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М., 2007.
[114] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008.
[115] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002. - С. 135-138.
[116] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С.199.
[117] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 144.
[118] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 145.
[119] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С. 257.
[120] Конституционное право России / Под ред. А.В. Малько. - М., 2007. - С. 132.
[121] Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — М., 2002. - С. 47.
[122] См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). – М., 2005. - С. 150.
[123] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. - С. 504.
[124] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 147
[125] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 147.
[126] См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2010. Т. 1.
[127] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник: В 3 т. - М., 2001. Т. 1. - С. 428.
[128] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 146.
[129] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. - М., 1998. - С. 2001.
[130] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 148
[131] Авакьян С.А. Конституционное право Практикум. - М., 2007. - С. 57.
[132] Маковский А.Л. О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. - М., 2008.
[133] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 185.
[134] Малько А.В. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 77.
[135] Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. - М., 2010. - С. 267.
[136] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 194.
[137] Ры