Конституционно-правовая ответственность субъектов РФ
В последнее время достаточно широко обсуждается проблема усиления конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, Ряд ученых называют ее федеративной ответственностью, в частности И.Н. Барциц[180]. По мнению С.А. Авакьяна, этот вопрос восходит к более широкой проблеме так называемого федерального вмешательства, т.е о системе мер и санкций, которые может применять федеративное государство к своим субъектам при нарушении ими либо на их территории конституции и законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения, когда это делается самими субъектами либо они бессильны навести порядок, либо события и природная стихия требует помощи центра[181]. Однако ясности нет и в понимании самого характера ответственности, и в перечне её мер. Так, в связи с посягательствами на основы конституционного строя РФ можно назвать такие меры федеративного вмешательства, которые одновременно могут стать и мерами конституционно-правовой ответственности: а) принятие мер к отмене правового акта, действия органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта; б) временное введение особого режима правления на территории субъекта; в) приостановление осуществления полномочий высшего должностного лица субъекта; и др.
Часть названных и иных мер отражена в законодательстве РФ. В частности, ряд мер, отражающих вмешательство Федерации в дела субъектов, закреплен в конституционном законе «О чрезвычайном положении». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26) отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти в определенных Законом случаях. Студентам рекомендуется изучить основания для временного возложения полномочий на органы государственной власти РФ.
Автономия в России
При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению автономии. Автономия - это право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей[182]. Различают территориальную и национально-культурную автономию.
Применительно к территориальной автономии применяются понятия «политическая автономия» и «административная автономия». По мнению С.А. Авакьяна, она может быть реализована в двух вариантах: 1) национально-территориальная(как средство национального самоопределения),когда территория компактного проживания этноса объявляется национально-территориальной автономной единицей (автономной республикой, областью, округом, национальным районом или уездом; 2) территориальная, когда как частям государства предоставляется более широкий круг прав[183].
Национально-культурная автономия - это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре[184]. Студентам нужно изучить Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии», обратив внимание на следующие вопросы: 1) определение автономии: это форма национально-культурного самоопределениипредставляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинствана соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1); 2) принципы автономии: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; многообразие форм внутренней организации; уважение языка, культуры, традиции, обычаев граждан различных этнических общностей; законность (ст. 2); 3) правовое регулирование: законодательство об общественных объединениях, иные федеральные законы и нормативные акты РФ и субъектов РФ, а также с общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 3); 4) система и порядок учреждения и регистрации автономии: национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной, это вид общественного объединения, ее организационно-правовая форма - общественная организация, подлежит государственной регистрации (ст. 1, глава 2); 5) права национально-культурной автономии, при этом право на автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение (ст. 4) и др.
Студентам рекомендуется найти информацию о количестве национально-культурных организациях в России на начало 2013 года, сколько из них национально-культурных автономий и сколько из них федеральных.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы теоретические подходы к определению субъекта РФ и его конституционно-правового статуса?
2. Дайте классификацию субъектов по различным признакам.
3. Какова юридическая конструкция правового статуса субъекта РФ?
4. Перечислите принципы статуса субъекта РФ.
5. В чем выражается равноправие субъектов РФ?
4. Каковы особенности правового статуса республики в составе РФ?
5. Каков порядок изменения границ между субъектами РФ?
6. В чем особенности конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения как субъекта РФ?
7. Каков порядок изменения наименования субъекта РФ?
8. В чем особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа как субъекта РФ?
9. Какова нормативная основа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации?
10. Назовите основные нормативные акты, регулирующие вопросы принятия и образования в РФ нового субъекта федерации.
11. Определите компетенцию субъектов РФ.
12. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд РФ?
13. Дайте характеристику конституционной ответственности субъектов РФ.
14. Что следует понимать под федеральным вмешательством?
15. Каков порядок осуществления субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей?
16. Каковы теоретические подходы к определению автономии?
17. Дайте характеристику территориальной и национально-культурной автономии. Приведите примеры.
Тесты и задачи
1. Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации: а) составляют единую иерархическую систему органов;б) действуют обособленно;в) действуют обособленно, но Федеральное собрание может контролировать деятельность представительных органов субъектов;г) являются единой системой органов, в которую входят представительные органы муниципальных образований.
2. Кто имеет право представлять в Совете Федерации двухпалатный законодательный орган республики, если в соответствии с Конституцией РФ для законодательного органа предоставляется одно место: а) председатель нижней палаты;б) председатель верхней палаты;в) лицо, избранное на совместном заседании палат;г) Президент республики?
3. Кто имеет право представлять в Совете Федерации республику, в которой главой государства и высшим должностным лицом является Президент, а органом исполнительной власти - Кабинет министров, если в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации входит один представитель от исполнительной власти республики: а) Президент;б) Премьер-министр;в) лицо, представленное президентом и одобренное кабинетом министров;г) на усмотрение республики?
4. В случае выражения законодательным собранием республики вотума недоверия одновременно Президенту Республики и правительству: а) Президент уходит в отставку;б) Правительство;в) и Президент и Правительство;г) оба органа продолжают осуществлять свою деятельность.
5. При формировании областной администрации: а) 1/5 руководящих постов администрации назначается Губернатором после консультации с Законодательным собранием области;б) назначается Губернатором самостоятельно; в) назначается Законодательным собранием области;г) назначается Губернатором по согласованию с Правительством области.
6. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов: а) составляют единую систему исполнительной власти РФ;б) действуют независимо друг от друга; в) составляют единую систему исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов;г) данный вопрос решается по-разному в различных субъектах.
7. Какой орган государственной власти принимает решение о переименовании субъекта РФ? а) Правительство;б) Государственная Дума; в) Совет Федерации; г) Президент.
8. Как должны регулироваться отношения автономных округов и краев, областей, в состав которых они входят? а) Законом края, области;б) Законом округа;в) Законом РФ;г) Договором края, области, округа.
9. Конституционно-правовые признаки субъектов РФ: а) собственные полномочия;б) система собственных органов государственной власти;в) общая с федерацией правовая система;г) общие для всех субъектов РФ наименования представительных органов государственной власти; д) наличие уставов как актов конституционного значения.
10. Субъектами РФ являются: а) республики;б) автономные округа;в) города краевого значения;г) федеральные округа;д) автономные края.
11. Автономные образования в составе Российской Федерации являются: а) равноправными с другими субъектами РФ;б) административно-политическими автономиями;в) не равноправными с другими субъектами РФ;г) культурно-национальными автономиями;д) традиционными автономиями.
12. Правовой статус субъектов РФ определяется: а) Конституцией РФ; б) Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами; в) Конституцией РФ, Федеративным договором, конституциями (уставами) субъектов РФ; г) конституциями (уставами) субъектов РФ; д) Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.
13. Каким признаком не обладают субъекты РФ: а) суверенитетом; б) системой государственной власти; в) территорией; г) символикой; д) законодательством.
14. Кто утверждает изменения границ между субъектами РФ: а) Правительство РФ; б) Совет Федерации; в) Президент РФ; г) законодательные органы власти субъектов РФ; д) Государственная Дума..
15. Какой орган не входит в систему государственной власти субъектов РФ: а) законодательный (представительный); б) исполнительный; в) конституционный (уставный) суд; г) прокуратура; д) избирательная комиссия.
16. Каким правовым актом, кроме Конституции РФ, определяется статус автономного округа, находящегося, например, на территории Тюменской области: а) Конституцией автономного округа;б) Уставом автономного округа;в) Конституцией области;г) Уставом области;д) нет правильного ответа.
17. Возраст выдвижения кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта РФ: а) с 18; б) с 21; в) 25; г) с 30; д) с 35?
18. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) его отказа учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ; б) ненадлежащего исполнения им обязанностей; в) злоупотребления своими правами, если такие злоупотребления установлены судом; г) проведения высшим должностным лицом субъекта РФ неэффективной социальной и экономической политики.
19. Одна из республик в составе РФ приняла закон о системе органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствующий Конституции РФ. Президент РФ вправе: а) отменить закон; б) приостановить его действие; в) обратиться в Верховный Суд РФ; г) обратиться в Конституционный Суд РФ
20. Губернатор Курской области издал два постановления, противоречащие Гражданскому кодексу РФ. Президент РФ: а) отменяет их; б) приостанавливает и предписывает привести их в соответствии с законами РФ; в) обращается в Верховный Суд РФ; г) в Конституционный Суд РФ; д) своим указом вносит изменения в постановления.
21. Губернатор Северного края издал постановление, не соответствующее законам РФ. Представитель Президента РФ в крае: а) приостанавливает постановление; б) отменяет его; в) обращается в суд общей юрисдикции; г) в Конституционный Суд РФ; д) информирует Президента РФ.
22. В чьем ведении находятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ: а) Российской Федерации;б) субъектов РФ;в) совместном ведении РФ и ее субъектов;г) органов местного самоуправления;д) совместном ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
23. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется: а) Конституцией РФ, федеральным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ;б) Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий;в) Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ;г) соглашениями между органами федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ;д) нет ответа.
24. Субъектами РФ являются: а) равноправными с другими субъектами Российской Федерации;б) административно-политическими автономиями;в) не равноправными с другими субъектами РФ;г) культурно-национальными автономиями;д) традиционными автономиями.
25. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.
26. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ;в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения Конституционным Собранием;д)требуют подтверждения Конституционным Судом РФ.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2277.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. – 1999. - № 42. – Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешних экономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. -1999. - № 2. – Ст. 231.
4. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. - 1996. - № 25. – Ст. 2965.
5. Закон РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ // СПС Консультант Плюс
6. Указ Президента от 9 июня 2001 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 2001. - № 24. – Ст. 2421
7. Указ Президента от 25 июля 2003 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 2003. - № 30. – Ст. 3051
8. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СПС Консультант Плюс
9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. «О порядке подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о передаче ими друг другу части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения» // СЗ РФ. – 2004. - № 10. – Ст. 870.
Судебная практика
1. Постановления Конституционного Суда РФ:
- от 25 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2006. - № 3. – Ст. 396;
- от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г») 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ // СЗ РФ. – 1999. - № 6. – Ст. 866 - от 17 июля 1997 г. «По делу о толковании положения ч. 4 ст. 66 Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. – 1997. - № 29. – Ст. 3581.
- от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 1995. - № 49. – Ст. 4868.
Литература
1. Авакьян С.А. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. – 1998. - № 3.
2. Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. – М., 1999
3. Белкин А.А., Ливеровский А.А. Некоторые вопросы статуса субъектов РФ // Конституционное законодательство субъектов РФ / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 1999.
4. Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта РФ. – М., 2010.
5. Володин В.В. Субъект Российской Федерации. Проблемы власти, законотворчества и управления. – Санкт-Петербург. 1999.
6. Гончаров И.В. Федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации как средство обеспечения конституционной безопасности России. – М., 2003.
7. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и её субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5.
8. Карпечкина М.Ю. Реализация принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией т её субъектами // Закон - 2007. - № 8.
9. Князев С.Д., Сонин В.В. Конституционно-правовой статус субъектов РФ: понятие, структура, юридическое оформление//Правоведение. - 2008. - № 4.
10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации. - Красноярск, 1999.
11. Конституционное право субъектов РФ / Отв. В.А. Кряжков. - М., 2002.
12. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации - М., 1999.
13. Нарутто С.В. Конституционно-правовой статус края как субъекта РФ. - Хабаровск,1998.
14. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в РФ: Специфика состава конституционного деликта // Государство и право. - 2005. - № 8.
Тема 22.Административно-территориальное устройство субъектов РФ
1. Становление и современное состояние административно-территориального устройства субъектов РФ
2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
3. Система административно-территориальных единиц
4. Правовой статус закрытых административно-территориальных образований
5. Административно-территориальные преобразования
Ключевые понятия: административно-территориальное устройство, административно-территориальная единица, административно-территориальные преобразования
Методические рекомендации по изучению темы