Конституционно-правовой статус РФ: понятие, принципы, структура
Подготовку вопроса следует начать с определения конституционно-правового статуса РФ, представляющего собой совокупность юридических принципов, определяющих внутренние и внешние параметры российского государства[168]. Правовой статус России как федеративного государства закреплен в Конституции РФ и характеризуется следующими признаками:
- учредительный характер государственной власти (ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 1, ст. 5, 13 ст. 2, 6, 7, 14, гл. 2;ст. 10, 11, гл. 4-7; гл. 3;ст. 8, 35, 36, 37; п. «д», «ж», «з» ст.71; ст. 74, 75);
- территориальное верховенство (ч. 3 ст. 4; ст. 9; ч. 2 ст.65; ст. 67; п. «б», «н» ст. 71; ст. 74; 87; 88; ч. 1 (п. «а», «б», «в») ст. 102; ч. 1 (п. «д») ст. 114);
- федеральная конституционно-правовая система (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; п. «а» ст. 71; п. «а» ст. 72; ст. 76; ч. 2 ст. 125);
- система федеральных органов власти (ст. 10; ч. 1,2 ст. 11, ч. 3 ст. 5);
- единое федеральное гражданство (ст. 6; «в» ст. 71);
- федеральная государственная собственность, единая экономическая система (ст. 8, 9, 34-36, п. «д», «е», «ж», «з», «и», «л» ст. 71; п. «г», «м», «о» ст. 72, 74, 75, 103, 114);
- вооруженные силы (п. «м» ст. 71);
- официальный статус государственного языка (ст. 68);
- государственные символы (ст. 70);
- международная правосубъектность (ст. 79) и др.
При рассмотрении проблем государственного суверенитета РФ, следует учесть соответствующие Постановления Конституционного Суда РФ[169].
2. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ
При подготовке третьего вопроса следует исходить из положения ч. ст. 137 Конституции, предусматривающей две возможности изменения состава субъектов РФ: 1) принятие нового субъекта в состав РФ; 2) образование в ее составе нового субъекта. Процедура изменения состава субъектов РФ регламентируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с Законом должны соблюдаться государственные интересы Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические[170].
1) Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоединения к России иностранного государства или его части на основе принципа взаимного согласия и в соответствии с международным договором.
В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление новому субъекту иного статуса, например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
2) Образование в Российской Федерации нового субъекта.Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов РФ в результате объединения двух и более граничащих между coбой субъектов. После принятия федерального конституционного закона об образовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав. В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов РФ (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и др.).
Что касается порядка образования в составе Российской Федерации нового субъекта на базе существующих, Закон четко обозначил лишь один вариант: такое образование может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.
Закон ничего не говорит о таких возможных случаях образования нового субъекта, как: разделение существующего субъекта на отдельные субъекты; создание нового субъекта путем выделения частей территорий из имеющихся субъектов; отказ субъекта от самостоятельного статуса и вхождение в другой субъект в качестве его территории. Законодатель ориентирует лишь на один путь образования нового субъекта РФ.
Студентам рекомендуется подготовить законопроекты об образовании нового субъекта в составе РФ на примере сложносоставных субъектов и принятии в РФ нового субъекта, на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».