Конституционные основы социально-экономической деятельности
Изучение вопроса нужно начать с анализа теоретических подходов к определению социально-экономической системы, социально-экономической деятельности. Так, В.Е. Чиркин рассматривает экономическую систему как «совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе»[112]. Затем рассмотреть общие принципы (правового государства; демократии; равенства перед законом и судом; разделения властей; социальной рыночной экономики) и специальные принципы рыночной экономики (свободы экономической деятельности, единства экономического пространства; свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержки конкуренции и др.).
В действующей Конституции РФ нет специальной главы, посвященной основам экономической системы России. Однако она содержит положения, которые в своей совокупности дают полное представление о заложенной в ней модели экономических отношений. В этой связи необходимо обратиться к ст. 8, а также обсудить положения ст. 9, 27, 34-37, 74, 75 о признание и равной защите различных форм собственности; о конституционном регулировании собственности на землю и другие природные ресурсы, о значении признания частной собственности как основы формирования гражданского общества. При подготовке ответа студентам также следует изучить основные правовые позиции Конституционного Суда по данному вопросу
Характеризуя Россию в качестве социального государства, следует указать на его признаки: ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие государственной системы социального обеспечения и социальной защиты. Ответ построить на основе анализа решений Конституционного Суда, посвященных экономической деятельности в РФ.
Конституционные основы духовно-культурной деятельности
Рамках вопроса нужно рассмотреть идеологические концепции как духовное выражение определенных социальных интересов; многообразие типов идеологии в условиях демократического общества; монополизацию идеологии в условиях тоталитаризм; раскрыть сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России, а также раскрыть характер взаимоотношений государства и религиозных объединений. В рамках вопроса проанализировать правовой статус религиозных объединений на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся понятия «идеологическое многообразие» и «политический плюрализм»?
2. Каковы ограничения на создание и деятельность политических партий?
3. Каков порядок создания политических партий?
4. Перечислите права и обязанности политических партий в России.
5. В чем специфика организационных форм общественных объединений?
6. Какова сущность конституционного принципа свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции?
8. Охарактеризуйте основные способы конституционно-правовой защиты экономических прав и свобод граждан Российской Федерации.
9. Ковы правовые гарантии социальной защиты граждан?
10. Каков порядок создания и деятельности религиозных объединений
11. Какова роль политических партий в формировании органов публичной власти в Российской Федерации?
12. Что понимается под общественным объединением?
13. Как образовать общественное объединение? Кто такие учредители, члены и участники общественного объединения?
15. Может ли общественное объединение существовать без государственной регистрации? Что дает государственная регистрация самому общественному объединению и государству?
16. Какие права и средства воздействия имеют общественные объединения в области государственной и политической жизни?
17. Какие права имеет общественное объединение в части собственности и хозяйственной деятельности?
18. Как можно приостановить и прекратить деятельность общественного объединения, политической партии в случае нарушения им закона?
Тесты и задачи
1. Социальная направленность РФ означает: а) обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека; б) осуществление социальных идеалов; в) поддержку маргиналов; г) защиту деловой репутации граждан.
2. Право на объединение в политические партии не имеют: а) судьи; б) прокурорские работники; в) служащие органов местного самоуправления; г) служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.
3. На создание общественного объединения: а) требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) не требуется предварительного разрешения.
4. Государство поддерживает политические партии: а) да; б) нет.
5. В России разрешено преподавание основ религии в государственных школах: а) верно; б) не верно.
6. Виды религиозных объединений в РФ: а) религиозные группы; б) религиозные организации; в) религиозные союзы.
7. Религиозные объединения в Российской Федерации могут осуществлять функции государственных органов: а) верно; б) не верно.
8. Религиозные объединения в Российской Федерации: а) самостоятельны в определении своей структуры; б) их структуру определяет государство.
9. Религиозные объединения в РФ: а) участвуют в выборах органов государственной власти и местного самоуправления; б) не участвуют.
10. В Российской Федерации по просьбе религиозных организаций государственные органы вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответствующей территории: а) верно; б) не верно.
11. Светский характер Российской Федерации предполагает: а) отделение церкви от государства; б) преподавание в школе знаний о религии; в) равноправие религиозных организаций; г) обязанность государственных служащих исповедовать определенную религию.
12. Политическое многообразие - это: а) наличие многих политических идей, течений; б) многообразие и равенство политических партий
13. Формы собственности, закрепленные Конституцией РФ 1993 г.: а) частная; б) личная; в) государственная; г) муниципальная; д) иные формы
14. К принципам экономической деятельности, по Конституции РФ 1993 г., относятся: а) свобода экономической деятельности; б) запрет конкуренции;
в) единое экономическое пространство; г) признание и защита равным образом различных форм собственности; д) поддержка конкуренции.
15. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности: а) пародов, проживающих на соответствующей территории; б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.
16. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности: а) допускается; б) не допускается.
17. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность: а) на всей территории РФ; б) территории субъектов, где есть региональные отделения.
18. Российское государство: а) финансирует политические партии; б) не финансирует; в) финансирует по итогам их участия в выборах.
19. Общественный фонд: а) основан на членстве; б) не имеет членства.
20. Организационно-правовые формы общественных объединений: а) общественные организации; б) общественные движения; в) сходы граждан; г) органы общественной самодеятельности.
21. Общественное учреждение имеет целью: а) оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения; б) совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.
22. Символика политической партии: а) не должна совпадать с символикой РФ, символикой субъектов РФ, муниципальных образований, с символикой иностранных государств; б) может совпадать
23. Численность политической партии должна составлять не менее: а) 10 000 членов; б) 40 000 членов; в) 45 000 членов; г) иное
24. Политические партии могут принимать пожертвования от: а) физических лиц; б) юридических лиц; в) иностранных государств
Задача 1. Группа депутатов Государственной Думы выступила с инициативой отменить институт регистрации граждан иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и временного пребывания, аргументируя это тем, что наличие данного порядка существенно затрудняет развитие экономики России. Дайте правовую оценку данному предложению.
Задача 2. Обязана ли РФ осуществлять за пределами территории мероприятия, обеспечивающие ее гражданам, избравшим местом своего постоянного проживания другую страну, надлежащий уровень жизни и повышенную социальную защищенность, в т.ч. гарантировать таким гражданам возможность пользоваться в период проживания за границей мерами социальной защиты (дополнительными правами и льготами), предоставляемыми на территории России за счет бюджетных средств? Какую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд?
Задача 3. При регистрации Ленинградского областного отделения Демократической партии России в областном регистрирующем органе юстиции потребовали сдать копии паспортов лиц, учредивших партию в 1990 году. Представители партии отказались это делать, ссылаясь на то, что Закон такого требования не предусматривает, к тому же некоторые из учредителей партии уже ушли из жизни. Какую сторону данного спора вы бы поддержали?
Задача 4. При подаче документов на регистрацию одной из политических партий в качестве ее юридического адреса было указано жилое помещение (квартира) лидера партии. Может ли быть юридическим адресом политической партии жилое помещение (квартира)?
Задача 5. При регистрации регионального отделения Народной партии в г. Твери территориальный регистрирующий орган юстиции пригласил 100 членов этой партии (на тот момент еще не было по изменения в закон повышении миним. числ. региональных отделений партий до 500 членов) для выяснения достоверности их подписей в заявлениях о приеме в члены партии. Допустимы ли такие действия территориального регистрирующего органа? Как регистрирующий орган вправе проверить достоверность сведений о количестве членов партии в региональном отделении?
Задача 6. Студенты вуза решили образовать партию под названием «Студенческая партия России». В Министерстве юстиции им посоветовали не создавать такую партию, поскольку закон не допускает создание партий по признакам профессиональной принадлежности. Дайте правовую оценку.
Нормативные правовые акты
1. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // ВСНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 499.
3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3418.
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. 2). - Ст. 3127.
6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (12). - Ст. 3434.
7. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. «Об общественной палате» // СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 6
8. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. «О политических партиях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950
9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930
............... 10. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от12 января 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148
........ 11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145
12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединения» // СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465
Судебная практика
1. Постановления Конституционного Суда РФ
- от 18 июля 2008 г. «По делу о проверке конституционности положений абз 14 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой В.В. Михайлова» // СЗ РФ. - 2008. - № 31. -Ст. 3763
- от 15 декабря 2004 г. По делу о проверке конституционности ст. 9 ФЗ «О политических партиях» в связи с запросом районного суда г. Москва…» // СЗ РФ. - 2004. - № 51. - Ст. 5260.
- от 1 февраля 2005 г. «По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // СЗ РФ. - 2005. - № 6. - Ст. 491.
- от 24 июня 2009 г. «По делу о проверке конституционных положений п. 2 и 4 ст. 12, ст. 22.1. и 23.1 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ст. 23, 27 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» // СЗ РФ. - 2009. - № 28. - Ст. 3581.
Ресурсы сети Интернет
1. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. www.rsppr.ru.
2. Официальный сайт Ассоциации российских банков. www.arb.ru.
3. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. www.tpprf.ru.
4. Официальный сайт Центрального банка РФ. www.cbr.ru.
Литература
1. Автономов А.С. Конституционная защита владения в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2002. - № 3.
2. Баренбойм П.Д. О соотношении конституционного права и конституционной экономики // Право и экономика. - 2000. - № 8.
3 Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Пафитский В.И., May В.А. Конституционная экономика: Учеб. для юрид. и эконом, вузов. - М., 2006.
4. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. - М., 2005.
5. Бьюкенен Дж. М. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы // Сочинения. - М., 1997. Т. 1.
6. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в РФ: (Опыт сравнит. исследования). - М., 1995.
7. Гаджиев Г.А. Защита права собственности в конституционном праве РФ // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2001. - № 1.
8. Гаджиев Г.А. «Конституционные принципы рыночной экономики: (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ)». - М., 2004.
9. Гошуляк В.В. Институт собственности в конституционном праве России. - М., 2003.
10. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М., 2002.
11. Крылова Н.С Принципы налогообложения в сравнительном конституционном праве: Опыт России и стран с развитой рыночной экономикой // Государство и право. - 2008. - № 1.
12. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: Конституционные основы. - М., 2004.
13. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008. - № 12.
14. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005.