Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью административного производства
Согласно Конституции Республики Казахстан и Закона «О Прокуратуре» прокурорский надзор за законностью административного производства является самостоятельной отраслью надзора и одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Законодательное выделение этого направления надзора не случайно. Административная ответственность, являясь важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, оказывает существенное влияние на обеспечение законности и правопорядка в сфере административно-правового регулирования общественных отношений.
Ежегодно в административном процессе участвуют тысячи граждан, юридических лиц, чьи права нередко нарушаются. Данное направление прокурорского надзора является наиболее обширным, так как в соответствии с действующим законодательством около 40 уполномоченных государственных органов и судов, их должностные лица наделены правом возбуждения производства об административных правонарушениях и наложения административного взыскания. Обеспечение точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях всеми субъектами этих отношений составляет сущность прокурорского надзора.
Прокуратура в соответствии со ст. 40 Закона РК «О прокуратуре» осуществляет надзор за законностью административного производства в целях:
1. обеспечения точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях, а также при рассмотрении дел и определении мер взыскания за совершенное административное правонарушение;
2. восстановления нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях;
3. обеспечения гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;
4. принятия мер к виновным в нарушении законности при применении законодательства об административных правонарушениях.
При рассмотрении вопроса о задачах органов прокуратуры, прежде всего, следует учесть, что прокуратура выполняет в механизме государства особую, только ей свойственную функцию. В отличие от других органов государства, она не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций; не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор; не подвергает оценке деятельность и акты соответствующих органов государственного управления с точки зрения практической целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, должностные лица не допускали нарушений при применении административного законодательства.
Значительный объем работы в этом направлении прокуратурой выполняется в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях. Только в 2009 году рассмотрено 112 тыс. административных дел. Используя свое процессуальное положение, прокурор способствует вынесению законного и обоснованного решения по делу, а если этого не произошло — опротестовывает состоявшееся постановление.
Административная деятельность государственных органов регламентирована административным процессуальным законодательством, где определены порядок и условия возбуждения производств об административных правонарушениях; требования к составлению протоколов; перечень должностных лиц, уполномоченных к возбуждению, рассмотрению производств по этой категории правонарушений и наложения взысканий, сроки рассмотрения материалов об административных правонарушениях и т.д.
В связи с этим правовые акты, издаваемые различными государственными органами и их должностными лицами, также являются предметом прокурорского надзора за законностью административного производства. Органы прокуратуры при осуществлении надзора обязаны проверять законность возбуждения и привлечения к ответственности граждан и должностных лиц, реагировать на случаи незаконного применения к ним административных взысканий.
Как показывают прокурорские проверки, нередко такая деятельность уполномоченных государственных органов выходит за рамки законов. В частности, издание различных инструкций, положений с превышением компетенции и ненадлежащими лицами; искаженное толкование отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях; установление в подзаконных актах размеров штрафов; произвольное установление различных нормативов (повышенных коэффициентов), являющихся основаниями для возбуждения дел об административных правонарушениях. Прокурор обязан путем применения соответствующих актов прокурорского надзора принять меры по восстановлению нарушенных прав человека, гражданина и юридических лиц.
Протест является основной формой реагирования прокурора на выявленные нарушения законности. Он приносится на постановление суда либо решение иного уполномоченного органа (должностного лица) в случае противоречия их закону. Порядок и условия внесения протеста определяются ст. 19 Закона «О Прокуратуре».
Указание о проведении дополнительной проверки как акт прокурорского реагирования способствует активизации деятельности уполномоченных органов по собиранию доказательств и подготовке качественных материалов. Нередко это бывает связано с неполнотой и противоречивостью представляемых материалов, что объективно затрудняет принятие правового решения по конкретному делу.
Требование прокурора, адресованное уполномоченным органам о проведении проверок, обязательно для исполнения. Оно должно содержать необходимые сведения о времени производства проверки, точное название субъекта проверки и форму деятельности, которую предстоит проверить за определенный период. Прокурор должен следить за ходом выполнения внесенного им требования, поддерживать деловой контакт с теми лицами, которым непосредственно поручено провести проверку.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 580, 581 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, прокурор вправе прекратить производство по делу об административном правонарушении. Одновременно им рассматривается вопрос об ответственности должностных лиц, незаконно возбудивших административное производство.
По данным Верховного Суда Республик Казахстан по делам об административных правонарушениях в 2009 году поступило 296.477 дел (в 2008 г.— 404.863). Снижение общего количества дел произошло за счет уменьшения числа поступивших административных дел на 108.386 дел или на 27%. Окончено производством 239.813 дел в отношении 243.186 лиц (в 2008 г.— 318.201 дело в отношении 323.043 лиц)[19]1.
Прокурор в случае выявления фактов необоснованного наложения административного взыскания опротестовывает соответствующий незаконный акт или действия должностных лиц. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного акта до рассмотрения протеста.
В случае выявления обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, прокурор выносит постановление об освобождении задержанного. Этот акт носит обязательный характер для органа, осуществившего задержание, и является основанием для незамедлительного освобождения лица.
Принятие решений запретительного или ограничительного характера относится к предмету ведения, в основном, контролирующих органов. Реализуя эти полномочия, должностные лица нередко в процессе правоприменительной деятельности искажают смысл нормативно-правовых актов, допускают ошибки, подменяют требования правовых предписаний своим усмотрением, тем самым, нанося значительный ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан и юридических лиц в различных сферах. По результатам проверки прокурор правомочен не только снять все предпринятые необоснованные и незаконные ограничения, но и рассмотреть вопрос об ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона.
Действующее административное законодательство позволяет обжаловать любое решение не только в орган, вынесший решение либо в вышестоящий, но также обратиться за защитой своих прав к прокурору. Обращения граждан, юридических лиц являются важными источниками информации о нарушениях законов. Они позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод граждан, законности издаваемых уполномоченными органами актов, способствуют выявлению и принятию реальных мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В процессе надзорной деятельности за административным производством органы прокуратуры обеспечивают не только отмену незаконных правовых актов или приведение актов в соответствии с требованиями закона, но и разрешают вопрос об уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности виновных лиц, не соблюдающих правовые нормы.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указано о возрастающей роли государственного регулирования экономики, что требует расширения возможностей административного права и распространения его регулятивного потенциала на новые общественные отношения. С помощью административного права реализуются гарантированные государством права граждан и организаций, поскольку обеспечение и защита этих прав является публичным интересом государства.
В нашей стране нет конституционных ограничений по наделению государственных органов, в пределах их компетенции, контрольными и надзорными полномочиями. То есть надзорные полномочия могут возлагаться и на иные, кроме прокуратуры, государственные органы.
Таким образом, наряду с прокурорским надзором правомочен административный надзор, осуществляемый уполномоченными должностными лицами исполнительной власти в отношении не подчиненных субъектов-граждан и организаций в целях обеспечения соблюдения законности в сферах деятельности, регулируемых административным законодательством, с использованием в предусмотренных законом случаях мер административного принуждения. То есть задача административного надзора — при строгом соблюдении прав и законных интересов граждан и организаций обеспечивать соблюдение административного правового режима.
Законодательство об административных правонарушениях должно быть максимально направлено на восстановление нарушенных прав, предупреждение правовых конфликтов в обществе административно-правовыми мерами.
Другим важным направлением является развитие административно-процессуального права, вершиной которого стало бы принятие Административного процессуального кодекса. При этом следует четко определиться с предметом регулирования административно-процессуального законодательства. В этом контексте сохраняют актуальность вопросы законодательной регламентации и порядка разрешения конкретных дел об административных правонарушениях.
Таким образом, по мнению авторов Концепции, административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия, наряду с уголовным и гражданским судопроизводством.