Нормативные акты. ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993г

ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993г. // ВВС. 1993. №32. Ст. 1227.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. // СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650.

ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

ФЗ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993г. // Ведомости Съезда НД РФ. 1993. №17. Ст.594. в ред. СЗ РФ. 1996. №50. Ст. 5610; 1997. №29. Ст. 3507.

ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 8 июля 1999г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3476.

Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи: постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000г. №725 // СЗ РФ. 2000. №41. Ст. 4076.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998г. №711. // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 2897.

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика специальных мер пресечения?

2. Какие еще вы можете назвать меры пресечения, которые при­меняются в значительной степени в интересах лица, нарушаю­щего нормы права.

3.Как соотносятся между собой понятия «применение огне­стрельного оружия» и «использование огнестрельного оружия»?

4.Чем отличается превентивное административное задержание от процессуального?

5.Что понимается под задержанием транспортных средств?

Задания

1.Какие меры пресечения применяются к коллективным субъек­там?

2.Впишите следующие меры пресечения в соответствующие столбики предложенной таблицы:

изъятие вещей и документов; использование слезоточивого га­за; применение бронетранспортеров с установленными водо­метами; личный досмотр; арест имущества; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; применение наручников; привод; медицинское освидетельст­вование на состояние опьянения; принудительное лечение; снос зданий и сооружений; применение огнестрельного ору­жия; запрещение эксплуатации транспортного средства; адми­нистративное задержание; превентивное задержание; приоста­новление строительных работ.

Меры пресечения
Специальные Общие Процессуальные
     

Задачи

1. Отвечая на семинаре, студент Ивлев отнес к мерам админист­ративного пресечения: изъятие вещей и документов, являющих­ся орудием или непосредственным объектом правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; применение фи­зической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; личный досмотр; принудитель­ное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым уг­рожает безопасности дорожного движения; административное за­держание; административный арест.

Какие ошибки допущены в ответе? Дайте анализ названных мер.

2. Личный состав районного отделения внутренних дел Киров­ского района г. Екатеринбурга был поднят по тревоге в связи с угрозой террористического акта.

В целях скорейшего прибытия к месту сбора капитан милиции Васильев, проживающий в г. Березовском, выбежал на кольце­вую автомобильную дорогу, соединяющую Челябинский и Се-ровский тракты, остановил проезжающий автомобиль марки БМВ-5, предъявил водителю служебное удостоверение и по­требовал немедленно доставить его к месту сбора, находя­щемуся в противоположной стороне следования автомобиля -в Юго-Западном районе Екатеринбурга. Гражданин Козин владелец транспортного средства, в резкой форме отказал Ва­сильеву, быстро набрал скорость и уехал в сторону Челябин­ска.

Васильев сообщил об этом факте по мобильному телефону на пост ГАИ, находящийся на Челябинском тракте, указал марку, цвет, государственные номера регистрации транспортного средства и попросил дежурившего сотрудника государствен­ной инспекции безопасности дорожного движения лейтенанта Ботова задержать автомобиль и применить к владельцу соот­ветствующие меры административного воздействия. При приближении к посту ГАИ автомобиля Козина лейтенант Ботов и сержант Сатурин начали устанавливать на проезжей части средство принудительной остановки транспорта «скор­пион». Увидев их действия, гр-н Козин резко остановился и предотвратил повреждение принадлежащего ему автомоби­ля. Ботов и Сатурин сопроводили гр-на Козина в помещение поста ГАИ, разъяснили ему, что его действия в эпизоде с ка­питаном Васильевым подпадают под признаки п. 1 ст. 12.25 КоАП РФ, и составили соответствующий протокол. На основании действующего законодательства проанализи­руйте ситуацию и дайте юридическую оценку действиям участников отношений. 84

3. В связи с активизацией деятельности чеченских сепаратистов одна из воинских частей внутренних войск МВД РФ была пе­реведена в район г. Ростов-на-Дону для оказания помощи ме­стным органам внутренних дел по усилению охраны общест­венного порядка.

Военнослужащие капитан Рогов, лейтенант Зотов и прапор­щик Гигин, являясь экипажем БТР, патрулировали выездную дорогу из города.

По рации им сообщили, что в их сторону направляется пресле­дуемый сотрудниками милиции автомобиль «Волга», в кото­ром находится группа вооруженных лиц, совершивших раз­бойное нападение на офис одной из коммерческих организа­ций города.

При приближении указанного автомобиля капитан Рогов на­правил на него БТР и протаранил транспортное средство. Из поврежденной «Волги» выскочили и попытались скрыться три человека. В целях их задержания военнослужащие применили табельное оружие. Раненые преступники были задержаны и переданы подоспевшим милиционерам. При осмотре поврежденного автомобиля выяснилось, что в нем находятся еще двое преступников, которые при таране погибли на месте.

Дайте правовую оценку действиям военнослужащих в приве­денном эпизоде.

4. Трошкина неоднократно направляла в различные инстанции письма о том, что безопасности ее жизни угрожают соседи :один из них постоянно точит ножи; другой изготовил отраву, которую пытался подсыпать в ее кастрюлю с супом; третья со­седка посылает телепатические сигналы. Проверка показала полную абсурдность заявлений Трошкиной, которая, по всей видимости, страдает психическим расстройством. На просьбу соседей и участкового врача пройти психиатрическое обследование женщина ответила категорическим отказом. Соседи со­вместно с участковым врачом направили в психиатрическую больницу мотивированное письменное заявление с просьбой освидетельствовать Трошкину. На основании этого заявления врач-психиатр Климов самостоятельно принял решение о при­нудительном освидетельствовании Трошкиной в психиатри­ческом стационаре. Она была доставлена туда сотрудниками милиции и по результатам освидетельствования помещена на принудительное лечение.

Сын Трошкиной, проживающий в другом городе, узнав через месяц об этом факте, подал главному врачу психиатрического стационара, где работал Климов, жалобу о неправомерности действий последнего.

Проанализируйте ситуацию, дайте юридическую квалифика­цию действий всех участников данных правоотношений.

5. Из письма:

«12 апреля со мной случилось несчастье - забыла пенсионное удостоверение. Села в троллейбус, а тут проверка. Контролеры вывели меня, привели в автобус, где была милиция. Я так рас­терялась, что соображать не могла, просто шок. Велели напи­сать объяснительную, а я даже забыла номер своего дома. Ок­ружили меня, стыдят. Меня даже затрясло. Я встала с сиденья, а сержант схватил меня за рукав, нацепил наручники и при­стегнул к сиденью. И сидела я с 2 до 6 часов в наручниках. Со­седка увидела и позвонила моим детям. Они за мной приехали, заплатили штраф и увезли домой».

Дайте правовую оценку этим действиям.

6. В газете опубликовано два письма: «Это - самосуд!

Несколько дней стоит у меня перед глазами телевизионная картинка расстрела российского сейнера с вертолета нашими пограничниками. Снаряды взбивают фонтаны воды с обеих сторон судна, видны дым и пожар. И вот кульминация: судно остановлено, но тут же идет ко дну. Вам не кажется, что это от­кровенный самосуд? Причем с немедленным исполнением приговора - высшей меры». •«Сейнер расстрелян законно.

У нас и без того не соблюдаются законы. Сейнер же с браконье­рами не просто ловил рыбу - он пытался уйти в нейтральные воды, нарушив Государственную границу. Несколькими дня­ми раньше подобному судну удалось уйти от погони, спрятав­шись в японских водах. А как, скажите, еще можно остановить нарушителей, для которых нет ни границ, ни запретов?»

Вы считаете расстрел судна законным?

Темы рефератов

1.Особенности задержания в медицинском вытрезвителе.

2.Задержание несовершеннолетних в спецприемнике распределители.

Задания для самопроверки по разделу 3

Задание № 1

Из перечисленных действий назовите те, которые относятся к правовой форме управления:

1. Распоряжение главы г.ТСтерлитамак.

2. Постановление Правительства РФ.

3. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам.

4. Проведение совещания главой г.Стерлитамак по вопросам организации летнего отдыха и труда детей и подростков.

5. Доставление правонарушителя в милицию.

6. Договор о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Задание № 2

В течении дня были совершены следующие действия:

1. Директором завода был издан приказ о проведении уборочных работ на территории предприятия;

2. Был создан орган, ответственный за проведение данных работ;

3. Сотрудникам, вошедшим в данный орган, установлен день проведения работ;

4. Определены структурные подразделения предприятий, которые должны заниматься данными работниками;

5. Эта информация была доведена до сведения соответствующих начальников структурных подразделений;

6. Перед началом работ соответствующие руководители обеспечили рабочих инвентарем для уборки мусора.

Какие формы управления указаны в данном примере?

Задание № 3

Начальником администрации района в течении дня были совершены следующие действия:

1. Принят план работы аппарата на квартал.

2. Утверждены две должностные инструкции сотрудников финансового отдела.

3. Наложено дисциплинарное взыскание на заведующего общим отделом.

4. Должностным лицам отдано 10 устных распоряжений.

5. Проведено совещание.

6. Заключен договор строительного подряда со строительной организацией.

Какие формы управления здесь указаны?

Задание № 4

Из перечисленных назовите действия, которые по-своему характеру относятся к организационным действиям (неправовая форма управления):

1. Вынесение начальником ОВД Постановления по делу об административном правонарушении.

2. Инструктирование начальником штаба наряда ППС.

3. Подготовка материалов для издания приказа.

4. Доставление нарушителя в милицию.

5. Ведение делопроизводства.

6. Выдача паспорта.

7. Обобщение передового опыта.

Задание № 5

Из перечисленных назовите признаки, характеризующие экономический (косвенный) метод управления:

1. Приказной характер.

2. Автоматически действует механизм стимулирования, закрепленный в правовых нормах

.3. У подвластных есть возможность выбора варианта поведения.

4. Наличие большого контролирующего аппарата.

5. Широкое использование внеэкономического принуждения.

Задание № 6

Какие из перечисленных актов управления относятся к классификационной группе по юридически выраженным признакам:

1. Нормативные.

2. Бессрочные.

3. Дискретные

4. Смешанные.

5. Конклюдентные.

Задание № 7

Какие по форме акты управления может издавать Правительство РФ

1. Приказы.

2. Указы.

3. Перечни.

4. Распоряжения.

5. Положения.

6. Постановления.

Задание № 8

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу по истечении:

1. 5-ти дней после их официального опубликования.

2. 10-ти дней после их официального опубликования.

3. 7-ми дней после их официального опубликования.

4. Со дня их подписания.

5. Со дня официального опубликования.

Задание № 9

Какой из признаков наиболее полно отражает суть ничтожных актов управления:

1. Они недействительны сами по себе независимо от решения суда.

2. Признаются недействительными в силу решения суда.

3. Спор о ничтожности может возбудить любое лицо.

4. Недействительны с момента их издания.

5. Ничтожность актов – теоретическая конструкция.

6. Данные акты не влекут правовые последствия, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Задание № 10

Из перечисленных юридических фактов назовите те, которые являются основанием для применения мер административного принуждения:

1. Государственный служащий опоздал на работу без уважительных причин.

2. Гражданин «А» совершил разбойное нападение на гражданина «Б».

3. Осужденный задержан при попытке бегства из мест лишения свободы.

4. Органы ветеринарного надзора представили в администрацию района заключение о том, что в двух сельскохозяйственных предприятиях зарегистрированы заболевания скота сибирской язвой.

5. От супруги гражданина «А» в ОВД поступило письменное заявление о том, что ее муж, совместно с ней проживающий, находится в состоянии опьянения и его поведение представляет опасность для совместно с ним проживающих членов семьи.

Задание № 11

Из перечисленных выделите меры административно – предупредительного характера:

1. Введение карантина.

2. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ).

3. Привлечение лица к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства.

4. Административный надзор органов внутренних дел за лицом освободившимся из мест лишения свободы.

5. Запрещение работы предприятия в случае нарушения правил пожарной безопасности.

6. Установление комендантского часа в условиях чрезвычайного положения.

Задание № 12

Какие из перечисленных мер правового принуждения можно отнести к мерам административного принуждения?

1. Взыскание по решению суда сумм причиненного ущерба с одного лица в пользу другого.

2. Конфискация имущества у осужденного лица по приговору суда.

3. Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде.

4. Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина

.5. Временное содержание лица, подлежащего по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение, в приемнике-распределителе для несовершеннолетних.

Задание № 13

Выберите особенности административного принуждения:

1. Применяется всеми органами государства.

2. Его применение не связано с отношениями служебной подчиненности.

3. Применяется исключительно при выявлении фактов противоправного поведения.

4. Объектами принуждения могут быть только физические лица.

5. Особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

Задание № 14

На какой максимальный срок в соответствии с законом может быть задержан гражданин Новиков, совершивший мелкое хулиганство?

1. Не более трех часов.

2. До десяти суток.

3. До трех суток.

4. До одних суток.

5. До пяти суток.

Задание № 15

В случае, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправное деяние и предотвратить его вредные последствия, применяются следующие меры принуждения:

1. Административные взыскания.

2. Меры административно предупредительного характера.

3. Меры административного пресечения.

4. Административно восстановительные меры

.5. Любая из данных мер.

Наши рекомендации