Тема 2.2 Основы конституционного права европейских стран
I. Задания для самостоятельной работы
1. В преамбуле французской Конституции 1958 г. «французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 г.».
Какое юридическое значение имеет упоминание о Декларации 1789 г. и о преамбуле Конституции 1946 г.?
2. Конституция Польши 1997 г. включает следующие разделы: Республика (I), Свободы, права и обязанности человека и гражданина (II), Источники права (III), Сейм и Сенат (IV), Президент Республики Польша (V), Совет министров и правительственная администрация (VI), Территориальное самоуправление (VII), Суды и Трибуналы (VIII), Органы государственного контроля и охраны права (IХ), Публичные финансы (Х), Чрезвычайные положения (ХI), Изменение Конституции (ХII), Переходные и заключительные положения (ХIII).
Является ли данная конституция кодифицированной? Ответ свой обоснуйте.
3. В Плимутском графстве (административно-территориальная единица в Великобритании) избранный местный совет непрофессионален, нуждается в постоянной помощи центральных органов государства. Министр внутренних дел назначил в графство своего представителя, поручив ему заниматься вопросами, имеющими общегосударственное значение, а также некоторыми местными вопросами. Решение министра:
а) верно;
б) неверно.
Почему?
4. Президент Франции заслушал отчет премьер-министра и издал декрет об увольнении правительства в отставку. Нижняя плата парламента возражает против увольнения, 60 сенаторов верхней палаты также обратились в Конституционный совет, заявив о неконституционности действий президента. Конституционный совет постановил:
а) действия президента правильны;
б) неверны.
5. Заполните таблицу по сопоставлению государственно-политических систем Великобритании и Испании.
Характеристика | Великобритания | Испания |
Глава государства | ||
Полномочия главы государства | ||
Полномочия представительного учреждения | ||
Палаты законодательного собрания | ||
Партийная система |
6. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Президент своим декретом назначил правительство, не включив в его состав двух членов от партии «Черный крест». Италия:
а) парламентарная республика;
б) полупрезидентская республика;
в) президентская республика;
г) президент поступил верно;
д) президент поступил неверно.
7. В ландтаг земли Бремен поступило предложение его депутатов избрать положенное ему по Конституции Германии число представителей земли в верхнюю палату федерального парламента (3 представителя). Правительство земли возражает против выборов и заявляет, что оно само назначит этих представителей. Кто прав:
а) ландтаг;
б) правительство земли.
Свой ответ обоснуйте. Результаты зафиксируйте в тетради.
8. Каковы причины стабильности V республики? Выберите правильные ответы. Лишнее зачеркните.
1) Сильная президентская власть.
2) Преемственность политического курса.
3) Маневренность управления.
4) Противостояние левых и правых сил.
5) Идея «величия Франции».
6) Создание ядерной триады.
7) Восстановление авторитета страны в мире.
8) Плановое экономическое возрождение.
9. Заполните таблицу по сопоставлению конституционно-правового развития указанных государств:
Характеристика | Италия | Франция | ФРГ | Польша |
Форма правления | ||||
Форма государственного устройства | ||||
Палаты законодательного собрания | ||||
Избирательная система | ||||
Органы местного управления и самоуправления |
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная, заочная)
Семинарское занятие № 1.
1. Конституции Великобритании и Испании: общая характеристика.
2. Основы правового положения личности.
3. Партийная система и основные политические партии Великобритании.
Семинарское занятие №2.
1. Парламент Великобритании и Испании: внутренняя организация, полномочия.
2. Статус монарха.
3. Правительство Великобритании и Испании: порядок формирования и правовой статус.
Семинарское занятие № 3.
1. Основной закон Германии 1949 г. и Конституция Франции 1958 г.: общая характеристика.
2. Основы правового положения личности.
3. Организация высших органов государственной власти.
4. Разграничение компетенции между Федерацией и землями ФРГ. Особенности регионального и местного управления во Франции.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Представленные задания определяют уровень усвоения студентами основных понятий связанных с характеристикой конституционного строя ряда европейских стран, таких как: Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Испания и Польша. Для выполнения заданий следует обратить внимание на соответствующий материал учебников и дополнительную литературу. При выполнении заданий тестового характера необходимо выбрать один верный вариант. Кроме того, для выполнения предложены задания по обоснованию своего мнения по спорным вопросам конституционного права зарубежных стран.
При рассмотрении первого вопроса в рамках семинарского занятия № 1, необходимо, прежде всего, дать общую характеристику Британской и Испанской конституциям. Важно помнить, что специфика Британской конституции заключается в наличии неписаного характера. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов.
Следует также учесть, что Испания также обладает богатыми и сложными конституционными традициями. При этом важно остановиться на особенностях Конституции Испании 1978 г., которая отразила как испанские традиции, так и впитала в себя зарубежный конституционный опыт – нормативный и доктринальный.
Наиболее заметными в этом законе стали нормы о правах и свободах, о юридических и других гарантиях реализации конституционных предписаний в этой области, а также нормы об экономике и хозяйстве и международно-правовые статьи.
Раскрывая второй вопрос, необходимо обратить внимание на отсутствие системного изложения прав, свобод, обязанностей человека и гражданина в Великобритании, поскольку они регулируются разнообразными статутами, судебными прецедентами, правовыми обычаями. Необходимо проанализировать основы правового положения личности в Британской конституции и Конституции Испании 1978 г., уделив особое внимание системе обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод.
При рассмотрении третьего вопроса, важно помнить, что первые политические партии возникли именно в Великобритании во второй половине ХVIII в. Великобритания - это государство с развитыми проявлениями политического и идеологического плюрализма, хотя там и отсутствует разветвленное кодифицированное законодательство о партиях. Следует уяснить особенности двухпартийной политической системы. На общенациональном уровне действует около 10 партий, но тон задают консерваторы и лейбористы.
Отвечая на первый вопрос в рамках семинарского занятия № 2, важно усвоить порядок формирования, внутреннюю организацию и характер полномочий английского парламента, являющегося старейшим в мире и испанских Генеральных кортесов, который в целом следует западноевропейской модели.
Раскрывая второй вопрос, важно уяснить конституционно-правовой статус монарха в Великобритании и Испании. Важно при этом учесть, что монархия является традиционной формой правления для этих стран; существование монархии не противоречит принципам демократии.
При ответе на третий вопрос, необходимо уделить внимание порядку формирования и правовому статусу правительства в Великобритании и Испании. Следует иметь ввиду, что правительство в данных странах – это высший исполнительный орган власти, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. Для обеспечения деятельности при правительстве действуют вспомогательные, консультативные органы и службы. Следует вывить как сходства, так и различия в деятельности правительств в Великобритании и Испании.
При рассмотрении первого вопроса в рамках семинарского занятия № 3, следует помнить, что Конституция ФРГ 1949 г. и Конституция Франции 1958 г. относятся к категории современных конституций. Вместе с тем, Франция имеет давнюю конституционную историю. Необходимо обратить внимание на особенности и характерные черты каждой из изучаемых конституций. Так, в частности, специфика Конституции Пятой Республики заключается, прежде всего, в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г. вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 г. прослеживаются определенные авторитарные тенденции.
Следует также учесть, что и по форме, и по содержанию Основной закон ФРГ отражает германскую правовую доктрину и практику (учтен опыт Веймарской республики). Вместе с тем, в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.
В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует раскрыть содержание этих понятий.
Рассматривая второй вопрос, следует раскрыть основы правового положения личности в соответствии с исследуемыми конституциями. При этом, важно учесть, что в Конституции Франции 1958 г. нет главы о правах человека, а в преамбуле содержится ссылка на Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г., которые являются действующими источниками права. Основной закон ФРГ напротив открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные прав и свободы человека. Следует детально проанализировать основные права и свободы человека и гражданина, а также юридические обязанности.
Отвечая на третий вопрос, необходимо детально проанализировать систему органов государственной власти, уделив особое внимание различиям в статусе Президента и правительства во Франции и в ФРГ, помня при этом, что система органов власти в данных государствах основана на принципе разделения властей.
Особое внимание следует обратить на структуру и полномочия законодательных органов власти – бикамеральных парламентов Франции и ФРГ.
При рассмотрении четвертого вопроса, важно уделить должное внимание особенностям государственного устройства, как во Франции, так и в ФРГ. При этом, следует уяснить специфику регионального управления во Франции и характерные черты германского федерализма, имеющего давние исторические корни (по своему статусу земли не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью).
V. Рекомендуемые источники