Модуль 1. Основы теории конституционного права зарубежных стран

Тема 1.1 Конституционное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина

I. Задания для самостоятельной работы

1. В начале ХХ в. известный российский государствовед Я.М. Магазинер отмечал, что «безвозвратно ушло то время, когда допускалась мысль о возможности целостных заимствований из чужого политического опыта. Едва ли теперь может идти речь о пересадке на чужую почву исторически обусловленных учреждений; нет, мыслимо говорить лишь об известных, подлежащих усвоению принципах, проникающих в то или иное учреждение, об известном уклоне в политической жизни страны, о господствующих в ней тенденциях, а не о законченных политических формах».

Можно ли согласиться с автором? Приведите примеры из конституций, подтверждающие подобную точку зрения. Результаты зафиксируйте в тетради.

2. Дайте определение следующим понятиям:

конституционно-правовая норма – ________________________________

______________________________________________________________.

конституционно-правовые отношения – ___________________________

______________________________________________________________.

источники конституционного права – _____________________________

_____________________________________________________________.

3. Основными источниками конституционного права в зарубежных странах являются: 1) _____________; 2) ______________; 3) ____________; 4) _______________; 5) _______________; 6) ______________; 7) _______________.

4. Проанализируйте фрагменты конституций и определите методы правового регулирования:

а) Ст. 120 Конституции Республики Куба 1976 г.: «Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из функций, которыми он наделен, заместителю председателя».

б) Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться».

в) Ст. 94 Конституции Итальянской республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат».

Результаты зафиксируйте в тетради.

5. Определите, какие структурные элементы правовой нормы присутствуют в ст. 69 Конституции Итальянской республики 1947 г. – «Члены Парламента получают установленное законом вознаграждение»:

а) санкция;

б) гипотеза;

в) диспозиция.

6. Может ли несоблюдение конституционного обычая или судебного прецедента быть обжаловано в суд? Если да, то, при каких условиях? Ответ свой обоснуйте.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

1.Конституционное право - отрасль права. Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах.

2. Наука о конституционном праве зарубежных стран. Развитие знаний о конституционном праве.

3. Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина.

4. Понятие и виды источников конституционного права в зарубежных странах.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

Представленные задания определяют уровень усвоения студентами основных понятий, к которым относятся следующие: «отрасль права» «функции науки», «источник права» и др. Для выполнения заданий следует обратить внимание на соответствующий материал учебников и дополнительную литературу.

При подготовке к семинарскому занятию, следует обратить внимание на внушительный категориально-понятийный аппарат, сложившийся в науке конституционного права зарубежных стран и представляющий особую сложность в освоении данной учебной дисциплины.

При рассмотрении первого вопроса, необходимо акцентировать внимание на общих особенностях изучаемого курса, специфике и направленности изучаемого предмета в рамках данного учебного заведения, о месте и роли конституционного права зарубежных стран в системе научного знания и предстоящей практической деятельности.

При ответе на второй вопрос, важно уяснить содержание понятий «объект» и «субъект», соотношение понятий «объект» и «предмет» науки. Необходимо обратить внимание на понятия «предмет науки» и «предмет познания». Важно уяснить специфику возникновения и развития знаний о конституционном праве. Наука конституционного права прошла длительный путь развития. При своем возникновении она была тесно связана с философией, социологией, политологией, религиоведением.

Особое внимание необходимо обратить на основные направления и школы в современной науке конституционного права (радикалистское, либеральное, юридическая школа, политологическая школа, теологическая школа).

Рассматривая третий вопрос, следует уяснить процесс возникновения и развития учебной дисциплины «Конституционное право» в зарубежных странах, а также новейшие подходы к определению ее предмета. Важно усвоить содержание основных функций конституционного права зарубежных стран (познавательная, прогностическая, прикладная, коммуникационная др.). Следует помнить, что конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по объему значительно меньше, чем одноименная наука.

Существенное внимание необходимо уделить характеристике системы конституционного права. Конституционное право включает себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы. К основным элементам системы конституционного права как отрасли права относятся такие понятия, как принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права. Необходимо раскрыть их содержание.

При ответе на четвертый вопрос, особое внимание необходимо уделить характеристике основных источников конституционного права в зарубежных странах, под которыми в юридическом смысле понимают те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

Важно учесть, что в каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом. Необходимо детально проанализировать состав источников конституционного права в зарубежных странах.

IV. Рекомендуемые источники

Наши рекомендации