Тема 7. Федеративное устройство России.
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендованную литературу.
2. Дополните конспект. Письменно представить тезисы основных теорий федерализма*.
3*. Ответьте на предложенные по теме контрольные вопросы.
II. План семинарского занятия
(форма обучения: очная)
1. Становление и развитие федерализма в России.
2. Принципы федеративного устройства России.
3. Правовой статус субъектов Российской Федерации.
III. Рекомендации по выполнению заданий
При подготовке по данной теме следует раскрыть понятие и формы государственного устройства. Становление России как федеративного государства. Идеи унитаризма, федерализма и автономии в теории и практике конституционного развития России. Характеристика конституционно-правового института федеративного устройства России. Федеративный договор, его значение и конституционно-правовая характеристика.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". Роль таможенных органов в обеспечении суверенитета России.
Конституционные основы (принципы) федеративного устройства России: содержание и правовое закрепление. Государственная целостность Российской Федерации. Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий. Равноправие и самоопределение народов России. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральной государственной властью. Сочетание национального и территориального принципов в федеративном устройстве России. Виды субъектов РФ, особенности их конституционно-правового статуса. Республика как унитарное правовое демократическое государство в составе Российской Федерации. Конституционный статус территориально-государственными образований. Национально-территориальные образования. Автономия в России: история и современное состояние. Правовое регулирование отношений между субъектами РФ и автономными образованиями, находящимися на их территории. Проблема соответствия федеральному законодательству законодательства субъектов Федерации. Практика деятельности Конституционного Суда России, Президента РФ, Правительства РФ, субъектов Федерации по приведению в соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству. Проблемы национально-культурной автономии. Конституционно-правовое закрепление статуса национальных меньшинств.
Предметы ведения РФ. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Предметы ведения субъектов России. Порядок принятия в Федерацию и образования нового субъекта РФ. Правовой механизм изменения статуса субъекта РФ. Проблема международной правосубъектности субъектов России.
Механизм правового регулирования отношений между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ. Взаимное делегирование полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Способы разграничения компетенции между РФ и субъектами РФ: конституционный, договорной. Значение договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации. Передача полномочий РФ межгосударственным объединениям в соответствии с международными договорами.
Тенденции и перспективы развития федеративных отношений в России. Учреждение федеральных округов, роль представителей Президента РФ, подразделения федеральных органов в округах.
Российская Федерация как член Содружества Независимых Государств. Правовая основа СНГ. Права России в СНГ. Проблемы и перспективы Содружества.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. КонституцияРоссийской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
Федеральные конституционные законы
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2277
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4916
Федеральные законы
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005
5. Федеральный закон от 17 декабря 1999г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г., № 51, ст. 6286
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 152
7. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., № 20, ст. 2112
Указы Президента Российской Федерации
8. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 2000 г., № 33, ст. 3356
9. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2001 г., № 24, ст. 2421
Решения Конституционного Суда Российской Федерации
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2000 г., № 5
11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 228-О «По запросу народного хурала Республики Бурятия о проверке конституционности подпункта «е» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2001 г., № 3
12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77, 78 Конституции российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2001 г., № 3
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.
М., 2006.
2. Важенин Л.В. Ананьев В.О. Конституционное право России. Учебно-наглядное пособие. М. 2006.
3. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России.
М., 2006.
Дополнительные источники
4. Иностранное конституционное право / Под. ред. проф. В.В. Маклакова. – М.: Юность, 1997. – 512 с.
5. Конституционное законодательство России / Под. ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 276 с.
6. Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. – М.: «Компания Спутник +», 2000. – 172 с.
7. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество: Пер. с англ. / Предисл. А. Оболенского. – М.: «Арена», 1993. – 320 с.
8. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. Учебное пособие. – М.: Издательство МНИМП, 1997. – 128 с.
9. Абдулатипов Р. Поиск перспектив российского федерализма // Федерализм. – 2001. - № 4. – С. 17-32.
10. Авакьян С.А., Арбезкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. – 2000. - № 6. – С. 20-48.
11. Алехнович С.О. Раскол федерации: неизбежности или излечимая «болезнь» федерального устройства России // Закон и право. – 2003. - № 2. - С. 10-16.
12. Барциц И. России нужен институт федерального вмешательства // Федерализм. – 2000. - № 3. С. 117-136.
13. Безруков А.В. Укрепление властной вертикали как средство реформирования российского федерализма // Основы государства и права. – 2001. - № 5. – С.92-96.
14. Бойцова А.Л., Кузуб О.В. Отказ от реформы федеральной системы после объединения Германии // Конституционное и муниципальное право. – 1999. – № 2. – С. 38-42.
15. Бойцова В., Бойцова Л. Стабильность системы «кооперативного федерализма» в Германии // Федерализм. – 1999. - № 2. – С. 227-242.
16. Бухвальд Е. Двусторонний договорный процесс и перспективы федерализма // Экономист. – 2000. - № 2. С. 48-56.
17. Ганликс А.Б. многообразие форм федерализма в США // Государство и право. – 1994. - № 6. – С. 133-140.
18. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской федерации // Государство и право. – 2004. - № 1. – С.115-116.
19. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. 2003. - № 1. – С. 85-89.
20. Королева-Коноплянвя Г. Проблемы определения статусов субъекта федерации в условиях конфликта. Международный опыт и Россия // Федерализм. – 1999. - № 2. – С. 207-226.
21. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9. – С. 44-50.
22. Саликов М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997. - № 9. – С. 95-98.
23. Самохвалов А. О некоторых проблемах российского федерализма // Федерализм. – 2001. - № 4. - С.202-210.
24. Филиппов В. Этнический аспект преодоления системного кризиса российского федерализма // Федерализм. – 2000. - № 4. – С. 33-50.
25. Хурсевич С. Роль федеральных округов в развитии российского федерализма // Федерализм. – 2000. - № 4. – С. 183-192.
26. Хюбнер Э., Штурм Р. Развитие парламентской и федеративной демократии в Германии // Федерализм. – 2000. - № 3. – С. 213-236.
27. Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. – 2003. - № 7 С. 5-9.
28. Чиркин В.Е. Российский федерализм и международный опыт // Журнал российского права. – 1997. - № 4. – С. 71-81.
29. Шаров Ю. Российский федерализм: начаты структурные изменения // Федерализм. – 2000. - № 3. – С.67-80.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте понятие федерализма и основные теории
2. В чем особенности становления российского федерализма ?
3. Раскройте содержание принципов федеративного устройства России
4. Раскройте содержание предметов ведения федерации, совместного ведения, исключительного ведения субъектов
5. Раскройте особенности правового статуса различных видов субъектов