Конспектирование, рецензирование статей, первоисточников и др. литературы

Конспект (от лат. conspectus – обзор) - письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.

Выделяют две разновидности конспектирования:

- конспектирование письменных текстов;

- конспектирование устных сообщений (например, лекций).

Конспект может быть кратким или подробным.

В основе процесса конспектирования лежит систематизация прочитанного или услышанного материала. Целью процесса служит приведение в единый порядок сведений, полученных из научной статьи, учебной и методической литературы.

Конспектирования является неотъемлемой формы работы обучаемого в силу того, что в учебном процессе обучающиеся сталкиваются с необходимостью краткого изложения большого объема учебного материала.

Цели конспектирования:

- развитие у обучающегося навыков переработки информации, полученной в устном или письменном виде и придание ей сжатой формы;

- выработка умений выделить основную идею, мысль из первоисточника информации;

- формирование навыков составления грамотных, логичных, кратких тезисов;

- облегчение процесса запоминания текста.

Обучающимся следует обратить внимание, на то, что дословная запись текста не является конспектом. Только структурированный тезисный текст может называться таковым. При конспектировании письменных источников необходимо обращать внимание на абзацы, их существование призвано облегчить восприятие текста и начало новой мысли автора. Важно учитывать также и то, что одна мысль может быть изложена в нескольких абзацах.

Высокую скорость конспектирования могут обеспечить сокращения (общепринятые, аббревиатуры, стрелочки, указывающие на логические связи, опорные слова, ключевые слова, схемы и т.д.).

Составление конспекта призвано облегчить запоминание текста. Обучающимся рекомендуется после его составления прочесть зафиксированные тезисы несколько раз для полного их усвоения. Допускается подчеркивание тезисов, содержащих основные мысли, выделение их цветным маркером.

Пересказ не является конспектированием статьи, перефразирование возможно с сохранением ее содержания, логических связей с целью сокращения объема.

При использовании в конспекте цитат автора требуется выделение их в кавычки и указание на источник публикации и автора высказывания.

Виды конспектов:

1. Плановый конспект. Его выполнение возможно при составлении предварительного плана научной статьи, главы учебного или методического пособия. Каждый вопрос плана раскрывается в соответствующей части конспекта.

2. Текстуальный конспект. Прекрасно подходит для конспектирования научных статей, монографий, когда необходимо в полной мере отразить точку зрения автора, облачив ее в форму цитаты.

3. Тематический конспект. Его основная задача – найти ответ на поставленный вопрос, решить научную задачу. Число конспектируемых источников в этом случае не ограничивается, имеет значение достижение конечной цели.

4. Свободный конспект может содержать в себе элементы вышеперечисленных конспектов. Составление такого конспекта способствует лучшему усвоению и осмыслению материала.

Порядок составления конспекта письменного материала:

1. Предварительное знакомство с текстом с целью определения степени его сложности, научности и выбора вида конспектирования

2. Повторное прочтение и анализ исследуемого материала позволит сосредоточиться на главной мысли текста и определиться с разбивкой текста на смысловые единицы

3. Выделение тезисов, передающих краткое содержание материала

Ясность, краткость, логическая связанность тезисов – основные характеристики конспекта. При конспектировании письменного материала необходимо обращать внимание не только на основные положения текста, но и на доказательства, примеры, цитаты, мнения ученых и практиков.

Конспектирование и рецензирование, таким образом, это процесс выделения основных мыслей текста, его осмысления и оценки содержащейся в нем информации. Данный вид учебной работы является видом индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.

Рекомендации по выполнению рефератов

Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи, включающее основные сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с первоисточником и определения целесообразности обращения к нему.

Реферат предоставляет количественные и качественные данные об объектах описания, отмечает то новое и существенное, что содержится в источнике.

В зависимости от количества реферируемых источников различают два вида рефератов: реферат-обзор (составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме), реферат-резюме (или реферат-конспект), который выполняется по одному источнику.

Реферат-обзор используется для изучения состояния определенной проблемы в научной литературе. Этот вид реферата применяется для написания курсовых работ или первой главы дипломной работы. Реферат-обзор должен содержать введение, основное содержание и заключение. Объем данного реферата зависит от количества привлеченных источников.

Реферат-резюме используется в случае, когда необходимо представить краткое изложение книги (статьи) и обозначить не только круг вопросов, затрагиваемых автором, но и показать конкретные пути решения обозначенных вопросов, привести идеи авторов.

Реферат-резюме имеет следующую композиционную структуру:

- Библиографическое описание

- Тема статьи, книги (общая тема издания)

- Вступление (обосновывается выбор темы, исходные данные реферируемого текста, фамилия и инициалы автора, заглавие издания, выходные данные).

- Основное содержание (результаты и выводы автора)

- Иллюстрированный материал (наличие примеров, рисунков, таблицы).

Реферат-резюме является вторичным документом, в нем не допускается изложение субъективной точки зрения референта на проблемы, затронутые в тексте источника. Язык реферата характеризуется краткостью, простотой, логичностью изложения. Объем реферата должен быть не более 15 страниц машинописного текста без приложений.

Наши рекомендации