Порядок формирования судебных органов

Суды формируются следующими способами:

– судьи могут избираться граж­данами (США), но в большинстве стран они назначаются, обычно это происходит при участии различных ветвей власти; – состав Верховного суда США назначается Президентом с согла­сия Сената; – в Японии – Императором по представлению Кабинета Министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи); – в Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами су­дейского самоуправления – верховными советами магистратуры; – в Великобритании – лордом-канцлером (по сути, министром юсти­ции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее со­став не оглашается).

Судьи назначаются либо пожизненно, либо занимают эту должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обяза­ны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии – 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок пять лет, а второй раз – пожизненно).

К судье предъявляются высокие требования, судья должен: отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (достижение зрелого возраста для занятия должности судьи).

Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке – органами судейского самоуправления или при их участии.

Органы и учреждения, содействующие судебной власти

Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключа­ются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования пре­ступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов про­куратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных ор­ганов, можно выделить четыре группы стран:

Страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции; (США, Франция, Польша, Япония) В США и Польше министр юстиции (в США – Генеральный атторней) – это одновременно и генераль­ный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (аттор­неи), причем в США, наряду с системой федеральной прокурату­ры, в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглав­ляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокура­туре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Прези­дентом по представлению Генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом на­значают губернаторы. Во Франции прокуроры находятся под руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняются министру юстиции; в судебном заседа­нии их речь свободна. При Кассационном суде и апелляцион­ных судах действуют генеральные прокуроры, при трибуналах большого процесса – прокуроры республики. В Японии, где прокуроры обладают ши­рокими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению пре­кращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями, существует и общественный: в каждом округе из числа избира­телей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами
Страны, где прокуратура включена в состав судейского кор­пуса (магистратуры) и находится при судах; (Испания, Италия) Так, в Испании, согласно Закону 1981 г., прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Так как прокуратура вклю­чена в систему судебной власти с функциональной автономией, она выполняет свою задачу в соответствии с принципа­ми единства действий и с прин­ципами законности и беспристрастности, что оз­начает и непринадлежность к политическим партиям. Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор го­сударства, назначаемый Королем по представлению Правитель­ства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала
Страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту; (социалистические страны) Эту группу странобразуют социалистические и постсоциалистические страны. В них на прокуратуру, наряду супомянутыми выше функциями, чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица
Страны, где прокуратура вообще отсутствует (Великобритания) В Великобритании прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокат­ский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Ко­гда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор пуб­личных слушаний

Адвокатура.Это объединение высококвалифицированных юри­стов, профессионально оказывающих юридическую помощь физиче­ским и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.





Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре.

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоиму­щим вплоть до предоставления юридической помощи полно­стью за государственный счет. В некоторых странах для этого есть институт публичных адвокатов (не следует смешивать с государст­венными адвокатами – наименованием прокуроров в некоторых странах, например, в Германии, Хорватии).

Иные органы, содействующие правосудию, обычно не упо­минаются конституциями. Их статус регулируется текущим за­конодательством. Это, в первую очередь, следственные органы, а также нотариат.

Судьи, прокуроры, судебные следователи во многих странах обоб­щенно называются магистратами, остальные – это служащие судеб­ных учреждений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите конституционные принципы организации и деятельности судов.

2. Охарактеризуйте существующие модели судебной организации в зарубежных странах .

3. Дайте характеристику порядка формирования судебных органов.

4. Назовите и охарактеризуйте органы и учреждения, содействующие судебной власти.

Тема 12. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Наши рекомендации