Порядок формирования судебных органов
Суды формируются следующими способами:
– судьи могут избираться гражданами (США), но в большинстве стран они назначаются, обычно это происходит при участии различных ветвей власти; – состав Верховного суда США назначается Президентом с согласия Сената; – в Японии – Императором по представлению Кабинета Министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи); – в Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления – верховными советами магистратуры; – в Великобритании – лордом-канцлером (по сути, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав не оглашается). |
Судьи назначаются либо пожизненно, либо занимают эту должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии – 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок пять лет, а второй раз – пожизненно).
К судье предъявляются высокие требования, судья должен: отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (достижение зрелого возраста для занятия должности судьи).
Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке – органами судейского самоуправления или при их участии.
Органы и учреждения, содействующие судебной власти
Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.
Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:
Страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции; (США, Франция, Польша, Япония) | В США и Польше министр юстиции (в США – Генеральный атторней) – это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США, наряду с системой федеральной прокуратуры, в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом по представлению Генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы. Во Франции прокуроры находятся под руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняются министру юстиции; в судебном заседании их речь свободна. При Кассационном суде и апелляционных судах действуют генеральные прокуроры, при трибуналах большого процесса – прокуроры республики. В Японии, где прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями, существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами |
Страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах; (Испания, Италия) | Так, в Испании, согласно Закону 1981 г., прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Так как прокуратура включена в систему судебной власти с функциональной автономией, она выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и с принципами законности и беспристрастности, что означает и непринадлежность к политическим партиям. Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала |
Страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту; (социалистические страны) | Эту группу странобразуют социалистические и постсоциалистические страны. В них на прокуратуру, наряду супомянутыми выше функциями, чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица |
Страны, где прокуратура вообще отсутствует (Великобритания) | В Великобритании прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор публичных слушаний |
Адвокатура.Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.
Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре.
Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах для этого есть институт публичных адвокатов (не следует смешивать с государственными адвокатами – наименованием прокуроров в некоторых странах, например, в Германии, Хорватии).
Иные органы, содействующие правосудию, обычно не упоминаются конституциями. Их статус регулируется текущим законодательством. Это, в первую очередь, следственные органы, а также нотариат.
Судьи, прокуроры, судебные следователи во многих странах обобщенно называются магистратами, остальные – это служащие судебных учреждений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите конституционные принципы организации и деятельности судов.
2. Охарактеризуйте существующие модели судебной организации в зарубежных странах .
3. Дайте характеристику порядка формирования судебных органов.
4. Назовите и охарактеризуйте органы и учреждения, содействующие судебной власти.
Тема 12. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ