Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве.
Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права.
Конституция (ст. 15) впервые установила общую норму, предусматривающую приоритет международных договоров — разумеется тех, участницей которых является Российская Федерация, — над положениями ее внутреннего законодательства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся иные положения, чем имеющиеся в национальном законе, то действуют положения договора. Во-вторых, общепризнанные принципы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории.
Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции, означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций. При этом необходимо использовать различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц, чтобы решительно искоренять проявления коррупции, бюрократизма, безответственности.
Принцип разделения и взаимосдерживания властей, закрепленный в ст. 10 и 11 Конституции, выражает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Если до принятия Конституции 1993 г. взаимоотношения Правительства как органа исполнительной власти с парламентом как органом законодательной власти характеризовались полной зависимостью первого от второго, то при реальном разделении властей такое положение недопустимо. Каждая ветвь государственной власти должна осуществлять свои функции в установленных пределах. В то же время обе ветви государственной власти должны неукоснительно исполнять судебные решения, что особенно важно в сферах федеративных отношений и толкования Конституции страны.
Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти. Президент, который находится как бы над Федеральным Собранием и Правительством России, должен создавать противовесы для них, обеспечивая их согласованное функционирование, а также способствовать повышению их авторитета.
Принцип законности (ст. 15 Конституции) означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Соблюдение законности — это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
Такую же цель преследует и соблюдение принципа личной (персональной) ответственности каждого должностного лица и государственного служащего за порученный участок работы. Этот принцип закрепляется в положениях об органах исполнительной власти, Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ».
Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Статья 15 Конституции устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, ответственны перед гражданами. Права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти.
Статья 5 Конституции закрепляет принцип федеративного устройствагосударства. Провозглашенное Конституцией равноправие субъектов Федерации предполагает предоставление им равных возможностей реализации прав народов и каждой личности, что зависит не только от самих субъектов Федерации, но и от организации власти в едином федеративном государстве. Относительно закрепленной в Конституции модели федерализма следует подчеркнуть, что она обусловлена не только многонациональным составом России, но и компактным проживанием разных народов на данной территории в течение многих веков.
Для системы органов исполнительной власти характерен принцип централизации, т.е. подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции).
В то же время в ряде случаев законодательство предусматривает сочетание централизации и децентрализации, что организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, т. е. подчиненности по вертикали и горизонтали. Подчинение по горизонтали позволяет соответствующим органам исполнительной власти учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении своей деятельности.
К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести и некоторые другие принципы, в частности, научности, учета национальных особенностей, объектов государственно-управленческой деятельности, сочетания коллегиальности с единоначалием, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении.