Административно- пресекательные меры
Меры а пересечения и процессуального обеспечения. А- пресекательные меры- способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. В зависимости от целей, характера, объекта воздействия а- пресекательные меры подразделяютсяна: А) меры, применяемые к ФЛ (требование прекратить противоправные действия, непосредственное физическое воздействие, а задержание лица для составления протокола об ад правонарушении, применение оружия и иных специальных средств и т. д.); б) меры, применяемые к ЮЛ (требование прекратить противоправные действия, приостановление деятельности предприятий или их закрытие, отказ в выдаче лицензии, приостановление действия лицензии или ее аннулирование); в)меры имущественного характера (изъятие огнестрельного оружия); г) меры технического характера (приостановление эксплуатации автотранспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям); г) меры эпидемиологического характера (применяются органами Госкомсанэпидемслужбы); д) меры финансово-кредитного характера (наложение ареста на банковские счета организации). Меры а-процесуального обеспечения: а) Доставление - это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение. Органы: органы внутренних дел; органы по надзору или контролю за соблюдением правил пользования транспортом; органы по надзору и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере и т.д. Срок не предусмотрен. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе. б)Привод- принудительное доставление ФЛ, законного представителя, свидетеля с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно( например, дело отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему выяснению обстоятельств дела и его разрешению). в) А задержание- это кратковременное ограничение свободы ФЛ, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об аа правонарушении. Цель-установление личности правонарушителя, составление протокола об а правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения адм. задержания является только совершение лицом адм. правонарушения. Не подлежат: иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ. Никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП. Он может обжаловать ад задержание. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.
36. Субъект административного правонарушения: понятие, виды субъектов. Субъект правонарушения и субъект административной ответственности.
Субъект АП- это лицо, совершившее противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена АО и которое подлежит АН. Общими субъектами административного правонарушения признаются: 1) ФЛ, вменяемое, достигшее к моменту его совершения возраста 16 лет; 2) ЮрЛ. Иными словами, общий субъект АП- это ФЛ или ЮрЛ, не наделенное специальным правовым статусом, влияющим на применение АО. ФЛ мб гр-ми РФ, лицами без гр-ва и ино гр-ми. В соответствии с КоАП РФ ино гр-не и лица без гр-ва несут АО на общих основаниях. В КоАП РФ включены АП, субъектом которых выступает только ино гр-ин или лицо без гражданства. Специальными субъектамиадминистративного правонарушения признаются должностные лица, иные субъекты, имеющие специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их квалифицирующих признаков, например, свидетели, кандидаты, перевозчики, родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, частные детективы, пассажиры, главный редактор. Специальные субъекты — юридические лица — различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов административных правонарушений.
Под должностными лицами как специальными субъектами административной ответственности КоАП РФ понимает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти, т.е. наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а также лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Закон устанавливает, что руководители и другие работники иных организаций, совершившие в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций административные правонарушения, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).
Особыми субъектами административного правонарушения выступают военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Особенность заключается в том, что военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.
Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
Законом предусматривается, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях в случаях совершения ими правонарушений в области: законодательства о выборах и референдумах, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения правил дорожного движения, обеспечения требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву- также в виде административного штрафа.
37. Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. 1. Производство по делу об АПН не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 2. В случае, когда АП совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое АП это лицо несет АО на общих основаниях, производство по делу об АП после выяснения всех обстоятельств совершения АП подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.