Следы ног, их виды и криминалистическое значение
На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там передвигались, куда ушли, организовать преследование подозреваемых. Так, у хромого человека длина шага больной ноги всегда заметно короче, чем здоровой. По следам ног можно судить и об обстоятельствах совершения преступления, а также о некоторых особенностях субъекта, который их оставил, что необходимо для его розыска. По этим следам нетрудно отождествить человека (его обувь). Отражение индивидуальных признаков ног в следе зависит не только от особенностей подметки обуви, но и от качества поверхности следовоспринимающего объекта.
Следы босых ног встречаются на местах происшествия довольно редко. При этом нужно помнить, что в поверхностном следе ступня отображается в виде двух крупных участков - пятки и плюсны, соединенных полосой, передающей свод стопы. Только в объемных следах особенности строения стопы отражаются более полно: видны папиллярные узоры и различные дефекты кожного покрова: мозоли, шрамы, рубцы, складки и др.
27.Осмотр и фиксация следов ног. Криминалистическая экспертиза следов ног и подготовка материалов для ее производства.
Предварительное изучение единичного следа обуви производится с целью:
а) выяснения особенностей обуви;
б) сопоставления с другими следами;
в) его правильного измерения и описания в протоколе.
Общие признаки следов:
1) длина следа обуви - по линии от середины переднего края носка до середины заднего края каблука;
2) длина подошвы - по оси следа (если задний ее срез отчетливо выражен);
3) ширина подошвы в наиболее широком месте;
4) ширина промежуточной части в самом узком месте;
5) длина каблука от заднего края до переднего края по оси;
6) ширина каблука в самом широком месте, а босой ноги - в самом широком месте пятки.
Изучив общие признаки следа обуви, переходят к исследованию частных признаков. К ним относятся особенности отдельных частей следа, дефекты рельефной поверхности (протектора) подошвы, обозначения размера, фирменного знака и др.
Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами:
1) фотографированием по правилам масштабной фотосъемки;
2) подробным описанием в протоколе;
3) изготовлением слепков с объемных следов;
4) изготовлением копий с поверхностных следов.
Результаты предварительного изучения следов обуви вносятся в протокол, где обязательно указывается:
а) место их обнаружения;
б) вид следов;
в) их размеры;
г) индивидуальные особенности подошв;
д) данные измерения элементов походки;
е) способы изъятия и упаковки.
Следы обуви необходимо сразу же сфотографировать по правилам измерительной съемки, ибо это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения или уничтожения. Объемные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слепков. Для этого след должен быть подготовлен: из него убирают все инородные предметы (прутики, камешки, окурки и др.), попавшие после следового контакта. В зависимости от состояния почвы, на которой оставлены следы, применяются три способа изготовления слепков: наливной, насыпной и комбинированный. Выбор конкретного способа зависит как от следовоспринимающей поверхности, так и от погодных условий и времени года.
Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 1/3 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу. При насыпном способе в след через сито насыпают слой сухого гипса толщиной 1 - 2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После этого гипс увлажняется с помощью пульверизатора.
Трасологическая экспертиза следов ног назначается для установления фактических обстоятельств дела, общих и характерных признаков виновного (по дорожке следов), отождествления обуви, изъятой у подозреваемого
28. Иные следы человека - следы зубов; следы одежды; следы сопутствующих предметов. Осмотр, изъятие и фиксация этих следов. Их значение для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Следы зубов, как правило, обнаруживаются на пищевых продуктах (масле, сыре, шоколаде, фруктах и овощах), металлических изделиях (крышках бутылок, навесных пломбах), теле человека. Поэтому эти следы можно обнаружить при осмотрах места происшествия, предметов, трупа, тела живого человека (освидетельствования).
Фиксация следов зубов производится путем их описания в протоколе осмотра и фотографирования.
Изъятие следов зубов лучше производить вместе с предметами-носителями. При этом если таковыми предметами являются продукты питания, необходимо принять меры, предотвращающие их порчу — поместить в холодильник, ящик со льдом, банку с холодной водой. Это замедлит процессы гниения и высыхания. Фрукты можно сохранить в растворе формалина. Следы зубов на трупе изымаются судебным медиком, и для их консервации мягкая ткань, на которой они оставлены, помещается в раствор глицерина со спиртом.
Следы зубов могут быть также зафиксированы и изъяты путем изготовления слепков из гипса, воска, полимерных масс.
Основной идентификационной задачей, разрешаемой при исследовании следов зубов, является отождествление лица, оставившего эти следы. Для проведения исследования должны быть получены экспериментальные сравнительные образцы — оттиски зубов, слепки-модели зубов, челюстей. Отбор образцов производится с помощью специалиста — врача-стоматолога или зубного техника-протезиста.
К диагностическим задачам относятся: определение по следам зубов пола, возраста, анатомических и патологических особенностей зубного аппарата
Отдельные участки одежды человека обладают устойчивыми признаками, отображающимися в следах. Обычно это групповые признаки, характеризующие вид и конструктивные особенности одежды, вид и особенности материала, из которого она изготовлена, технологические особенности производства одежды (структура ткани, переплетение нитей, наличие швов, петли, пуговицы), а также и индивидуальные особенности данной вещи (производственные дефекты, повреждения, латки, штопка, швы и т.д.), позволяющие проводить идентификацию одежды. Следы одежды могут сообщить о росте, полноте, поле, возрасте, профессии ее обладателя. Эти следы обнаруживаются на запыленных, полированных и окрашенных поверхностях, на теле человека или трупа (следы пряжек, пуговиц, ткани), на снегу, грунте.
Обнаружение и фиксация этих следов проводится с учетом особенностей следовоспринимающего объекта и характера следа:
• визуально — осмотр объекта в косопадающем свете с помощью светофильтров, в ультрафиолетовых лучах;
• посредством окрашивания поверхности дактилоскопическими порошками;
• путем обработки поверхности раствором азотнокислого серебра или нингидрина с последующим описанием следов в протоколе осмотра;
• фотографированием, копированием на следокопировальную пленку;
• моделированием объемных следов путем изготовления слепков из полимерных масс
29.Следы транспорта: виды следов транспортных средств. Идентификационные и диагностические задачи, решаемые при исследовании этих следов.
Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:
• следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);
• следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);
• механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
• рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, метро, трамвая).
Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.
По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:
• следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
• предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);
• вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.
В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.
Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дорогах и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.
Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.
Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие:
1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?
2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?
4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?
Вопросы идентификационного характера:
1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколокфарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:
• транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);
• одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия
30.Основные приемы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств. Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств, подготовка материалов для ее производства.
Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин. В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: • дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; • транспортное средство; • следы транспортного средства; • признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля; • труп. Изъятие следов транспортных средств. Основной прием изъятия следов-отображений транспортных средств — моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К»
Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:
- предварительное исследование;
- детальное исследование;
- оценка результатов исследования;
- оформление материалов экспертизы
На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы. Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.
Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.
При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале.
Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.
Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.
31. Следы орудий взлома, механизмов и инструментов. Их криминалистическое значение в раскрытии преступлений.
Раздел трасологии, изучающий следы различных орудий и инструментов, называется механоскопией. Следы орудий и инструментов чаще всего остаются при полном или частичном разрушении (взломе) преград, причем используются, как правило, средства механического воздействия, реже — термического и химического.
Обычно объектами взлома являются двери, окна, решетки, замки, пломбы и другие. При этом преступники используют самые различные предметы и инструменты:
• инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (дрель, топор, стамеска, пила, отвертка, зубило, ломик-гвоздодер и др.);
• предметы, специально изготовленные для вскрытия и разрушения преград (отмычки, «гусиная лапа», фомка и др.);
• иные металлические «случайные» предметы (камни, пруты, обрезки труб и др.).
От применения орудий и инструментов на взломанных преградах чаще всего остаются следы-отображения. Кроме того, на месте происшествия могут быть обнаружены следы-предметы (различные обломки, части преград, запорных устройств, орудий и инструментов), а также следы-вещества(микроскопические стружки и опилки, частицы разрушенной преграды).
Следы орудий взлома должны быть тщательно изучены уже на месте происшествия, что позволяет получить ценную розыскную и доказательственную информацию. Они дают возможность установить, с какой стороны производился взлом, выявить признаки, характеризующие личность преступника и т.д.
В частности, расположение осколков стекла (их всегда будет больше со стороны, противоположной приложенному усилию) указывает на сторону, с которой оно было выбито. Для определения стороны изучают грани осколков, зазубрины на их ребрах, трещины и воссоздают целое (стекло в раме) по частям. От удара и нажима на стекле образуются радиальные и концентрические* трещины, которые сходятся к стороне, где имело место сжатие, и расходятся в месте растяжения. Радиальные трещины на стороне, противоположной действию силы, доходят до поверхности стекла, а с другой стороны — обрываются в его толще.
По общей картине взлома, способу или виду использованного орудия взлома можно получить представление о профессиональных навыках преступника (например, о квалификации сварщика, вскрывшего сейф с помощью электросварки). Изучение оставленных на месте происшествия орудий взлома (строение, способ изготовления, надписи) позволяет судить об их владельце.
О физической силе преступника свидетельствуют степень прочности преграды и способ ее взлома и использованное для этой цели орудие. Величина (размер) пролома говорит о комплекции преступника.
32. Распространенные способы взлома и отпирания замков. Осмотр, фиксация, изъятие замков и других запирающих устройств.
Все замки имеют следующие составные части: короб (корпус), ригель (засов), фиксирующее устройство, предохранитель и ключи.
Короб замка служит для размещения в нем частей механизма и в отдельных случаях для прикрепления к преграде.
Ригель — деталь, которая в выдвинутом положении своим запирающим концом входит в вырез, проделанный в неподвижной части преграды (в прирезных и врезных замках), или в вырезы на конце дужки (в навесных замках).
Фиксирующее устройство фиксирует ригель в выдвинутом (запертом) положении, препятствует отпиранию замка другим ключом или иными посторонними предметами. Наряду с фиксирующим устройством для затруднения отпирания замка устанавливаются специальные предохранители.
Криминалистическая практика свидетельствует, что наиболее типичными способами взлома замков являются:
• отпирание замка с помощью подобранных либо поддельных ключей или отмычек;
• вырывание дужки навесного замка; перепиливание, перекусывание, разруб дужки навесного замка; разрушение, повреждение короба, корпуса замка;
• рассверливание замочной скважины;
• рассверливание или стачивание заклепок на корпусе замка;
• отжим ригеля врезного (прирезного) замка;
• отделение, выпиливание врезного (прирезного) замка;
• взлом (аналогичными способами) приспособлений, предназначенных для навески замка — колец, петель, пробоев, накладок и т.д.
На месте обнаружения взломанного замка проводятся только его наружный осмотр и предварительное исследование с использованием увеличительной и осветительной техники. При этом обязательно отмечается, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед Дверью; внимательно изучаются повреждения замка, выявляются следы орудий, которыми был произведен взлом замка и следы рук преступника на замке. Категорически запрещается при осмотре вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок. Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра и фотографированием замка методами узловой и детальной съемки. Сам замок изымается, при необходимости вместе с приспособлениями для его навешивания.
33. Вопросы, решаемые экспертизой следов взлома, орудий, инструментов.
Трасологическая экспертиза запирающих механизмов позволяет диагностировать:
• исправен ли механизм представленного замка, а если неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания;
• находился ли данный замок в употреблении, в каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения;
• каким способом открыт (взломан) замок, явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений;
• можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша;
• орудием какого типа взломан замок, являются ли следы на запирающем устройстве результатом воздействия поддельного ключа или отмычки, можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки);
• не снимались ли слепки с замка или ключей?
Идентификационные исследования направлены на установление, не был ли отперт замок конкретным ключом или отмычкой; не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом. Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо указать, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и пр.).