Методологические основы системы управления рисками таможенных органов

Правовая природа системы управления рисками основывается
на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. Перечень таких признаков может быть чрезвычайно широким. В него включаются любые показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о совершаемом правонарушении. До принятия ТК РФ 2003 г. одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля была его интуиция и личный профессиональный опыт.

Председателем ГТК России 26.09.2003 г. был издан приказ № 1069
«Об утверждении Концепции системы управления рисками
в таможенной службе РФ». С вступление в силу действующего
Таможенного кодекса, многие положения этой Концепции отражены
в главе 18 ТК ТС «Система управления рисками» [22, 27].

Названная глава содержит основные понятия, применяемые
системой управления рисками, ее элементы, основные цели, принципы построения. Анализ названной Концепции и ТК ТС показывает, что их положения соответствуют положениям Киотской Конвенции, идентичными являются и используемые определения [21].

Подрискомпонимаетсястепень вероятности несоблюдения
таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств – членов Таможенного союза.

Подвыявленным риском понимается факт, свидетельствующий о том,
что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Подпотенциальным рискомпонимается риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.

Поданализом риска понимается систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Уровень риска определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

Подуправлением риском понимается систематическая работа
по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся
у таможенных органов информации.

Подпрофилем рискапонимается совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер
по предотвращению или минимизации рисков.

Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили рисков доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.

Подзональным профилем рискапонимается профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни.

Подрегиональным профилем риска понимается профиль риска, действующий в регионе деятельности одного регионального управления (РТУ).

Подобщероссийским профилем риска понимается профиль риска, действующий на всей территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ.

Подкраткосрочным профилемриска понимается профиль риска
с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца.

Подсреднесрочным профилем риска понимается профиль риска
с установленным сроком действия от 1 до 3-х месяцев.

Поддолгосрочным профилем риска понимается профиль риска
с установленным сроком действия свыше 3-х месяцев, но не более одного года.

Подпрофилями рисков, выявляемыми автоматически (автоматические профили рисков), понимаются профили рисков, доводимые
до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются
без участия должностного лица программными средствами.

Под профилями рисков, выявляемыми в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), понимаются профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных
индикаторов риска.

Поднеформализованными профилями рисков понимаются
профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно,
исходя из области риска.

Подсрочным профилем риска понимается профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, совершающих таможенные операции и таможенный контроль товаров, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков
к определенной партии товаров до завершения совершения
таможенных операций.

Подориентировкой понимается информация о риске среднего уровня,
для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации.

Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении
форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров.

Подобластью рискапонимаютсяотдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных
форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования.

Подиндикаторами рискапонимаютсяопределенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

Подмерами по минимизации рисков понимается комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как
в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа.

Подактуализацией профиля риска понимается изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков.

Подцелевой методикой выявления рисков понимается порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием
математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов.

Подсубъектом внешнеэкономической деятельности (субъект ВЭД) понимается лицо, указанное в таможенных, транспортных и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, декларанта, принципала, перевозчика
(в т.ч. таможенного), таможенного представителя, владельца СВХ либо таможенного склада, экономического оператора, или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

В соответствии с приказом ГТК России № 1069 от 26.09.2003 г.
«Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ» СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы [22]:

- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

- принцип информационного единства, заключающийся
в совместимости информационных источников и единых подходов
к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как
по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

- принцип единства управления рисками, заключающийся
в определении единых подходов к принятию управленческих решений
по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого
на основе выборочности.

Это позволит таможенным органам:

- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим
таможенное законодательство Российской Федерации;

- ускорить перемещение товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации.

- сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Элементы системы управления рисками [22]:

1) сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
в том числе информации:

- статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах
через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение

внутренней статистики Российской Федерации
со статистикой стран-контрагентов;

- о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

- поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов
иностранных государств;

- о результатах оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

- о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

- о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном
в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий
от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков,
в том числе таможенных;

- заявляемой при осуществлении таможенных операций;

- о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

- о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется
для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер
по предотвращению и минимизации рисков,

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России;

2) выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят
из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

- объектов анализа;

- критериев и параметров, характеризующих риски
(количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

- индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

- оценки возможной величины ущерба в случае
возникновения рисков;

3) разработка и реализация мер по управлению рисками. При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

4) обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи».
Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо
на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а
по результатам – их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную,
правоохранительную):

- пресечение незаконного перемещения товаров
через таможенную границу Российской Федерации;

- на эффективность таможенного контроля;

- на полноту взысканных таможенных платежей;

- на ускорение товарооборота;

- на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

- на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Наши рекомендации