Институт главы государства и его разновидности
Главой государства является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство как во внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Практически во всех странах мира существует институт главы государства. В монархиях это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках – президент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-другому).
В современных странах реальная власть главы государства зависит не столько от объема конституционных полномочий, сколько от формы правления, политического режима, соотношения сил в стране, а порой и от личных качеств лица, занимающего данный пост. В каждой стране положение главы государства является своеобразным.
В зависимости от места в системе разделения властей глава государства может быть:
главой исполнительной власти; не возглавляя ни одну из ветвей власти, иметь особый статус – быть арбитром, посредником между ветвями власти; одновременно быть главой законодательной, исполнительной, судебной, а часто и духовной (религиозной) власти (последнее встречается редко в современном мире, главным образом в абсолютных монархиях Персидского залива); символом власти и государства, не имеющим реальных полномочий |
Глава государства чаще всего бывает единоличным (монарх или президент), хотя встречается и институт коллегиального главы государства. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегиальным органом весьма редко. Так, с 1958 по 1963 г. коллегиальный глава государства функционировал в Ираке. С 1990 по 1994 г. полномочия главы государства в Йемене осуществлял Президентский совет, избиравшийся парламентом страны в составе пяти человек. Коллегиальная президентура функционировала также в Алжире, Судане и ряде иных стран. В Швейцарии полномочия правительства и главы государства осуществляются единым коллегиальным органом – Федеральным советом, который в соответствии с Конституцией Швейцарии 1999 г. «является высшим исполнительным и распорядительным органом Конфедерации». Федеральный совет избирается парламентом – Федеральным собранием. Поскольку в Швейцарии никто не может быть избран Президентом или вице-президентом два раза подряд, в его состав входят семь членов, один из которых в декабре каждого года избирается на пост Президента (председателя Федерального совета). В Иране, где функционирует исламская теократическая республика, полномочия главы государства поделены между избираемым населением Президентом и Руководителем государства, пост которого занимает духовный лидер мусульманской общины страны.
В подавляющем же большинстве стран функционирует единоличный глава государства, либо наследственный монарх, либо выборный президент.
Выделяются следующие типичные функции, присущие главам государств:
• представление государства внутри страны и за рубежом; • представление парламенту кандидатуры на пост премьер-министра; • назначение министров по представлению премьер-министра или самостоятельно; • освобождение министров и правительства в целом от должности; • представление парламенту кандидатуры генерального прокурора; • представление парламенту или самостоятельное назначение судей высших судов; • назначение части судей конституционного суда либо их представление парламенту; • назначение дипломатических представителей за рубежом; • осуществление функций верховного главнокомандующего; • в некоторых странах роспуск парламента либо одной из его палат; • награждение государственными наградами; • присвоение классных чинов и высших воинских званий; • подписание международных договоров; •осуществление чрезвычайных полномочий; •право помилования и др. |
Глава государства – монарх.Монархия была абсолютно доминирующей формой правления в мире до первой мировой войны. Затем монархия стала утрачивать свои позиции и на протяжении XX в. во многих странах была заменена республикой. В настоящее время в Европе осталось лишь 10 монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Испания и Швеция.
В монархиях глава государства получает и передает свой пост и свой титул (короля, императора, эмира, султана и т.п.) по наследству. Власть его, как правило, считается непроизводной от какого-либо другого органа или избирательного корпуса. В данном отношении показательна статья 85 Конституции Бельгии 1831 г. (с поправками 1988–1993 гг.), согласно которой «конституционные полномочия короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве…».
Правовой статус монарха. В большинстве стран монарх имеет особые права, в основном такие:
1) право на трон (право быть монархом); 2) право на титул (титул обычно включает в себя имя монарха, его номер и торжественную приставку к имени, например, Его Величество Король Испании Хуан Карлос I); 3) право на символы власти (корону, скипетр, державу, печать и т. д.); 4) право на двор; 5) право на «цивильный лист» (государственное содержание); 6) право на неответственность; 7) право на церемониал (особые процедуры, регламент поведения).
Данные исключительные права, сопутствующие должности монарха, существуют помимо его полномочий.
В абсолютных и дуалистических монархиях (в основном в Азии) монарх имеет реальные полномочия по управлению страной. Обычно такие монархи сами формируют органы исполнительной власти, а часто возглавляют и законодательную, и судебную ветви власти, являются главами церкви, существующей в стране.
Монархи Европы и Японии имеют, как правило, формальные полномочия. Например, они осуществляют от своего имени назначения на высшие государственные должности (премьер-министров, министров и др.), но делают это фактически с согласия парламента. Часто указы конституционных монархов подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер-министром либо другими должностными лицами.
Некоторые монархи имеют не только формальные, но реальные полномочия. Так, монарх Великобритании может наложить абсолютное (не преодолеваемое) вето на любой закон, принятый Парламентом, назначить Премьер-Министра, распустить Парламент и др. Но он пользуется этим своим правом крайне редко либо не пользуется вообще. Это так называемые «спящие полномочия»,которые держатся «про запас».
По силе своих полномочий европейские монархи делятся на три категории: 1) самыми «сильными» являются монархи Великобритании и Испании; 2) «средней силы, но ближе к сильным» – монархи Голландии и Бельгии; 3) самыми «слабыми» – монархи скандинавских стран(так, король Швеции практически не имеет никаких полномочий. Он даже формально не назначает высших должностных лиц государства, послов. Это делают Парламент и Правительство).
Монархи могут быть не только наследственными, но и выборными. Например, в средневековой Польше (Речи Посполитой) король при освобождении вакансии избирался Сеймом. В настоящее время монарх избирается королевской семьей в Кувейте и Саудовской Аравии. Монарх также избирается в федеративных монархиях. В Малайзии верховного монарха избирают султаны 9 султанатов, входящих в состав Малайзии. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ)7 эмиров, возглавляющих «эмираты», избирают сроком на 5 лет не монарха, а Президента (фактически это эмир федерации).
Глава государства – президент.Президент как глава государства избирается на определенный срок. Существуют пять основных способов избрания президента: 1)парламентом; 2) путем прямых выборов населением страны; 3) коллегией выборщиков; 4) особым форумом (широкой избирательной коллегией); 5) референдумом.
Первый способ избрания – парламентом – используется в Чехии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Молдове, Греции, Турции, Израиле и других странах. В этом случае президент ответствен перед парламентом и поставлен в жесткие конституционные рамки. Президентом избирается профессионал, которого, как правило, знают. Он более доступен, меньше шансов, что он «оторвется» от всех, станет высокомерным и недоступным. Выборы парламентом не приводят к таким колоссальным материальным затратам, как всенародные. При этом президент легитимен, поскольку избран представительным органом власти.
В некоторых парламентах (например, Венгрии, Греции, Турции) для избрания президента требуется не абсолютное (50%), а квалифицированное большинство (2/3) голосов депутатов. Поэтому обычно в парламенте президент избирается в ходе нескольких туров, пока не будет найдена устраивающая всех фигура.
Второй способ выборов является более распространенным, чем первый. При прямых выборах президента принимает участие каждый гражданин, обладающий правом голоса. Чаще всего, эти выборы проходят в два тура. В первом туре участвуют все зарегистрированные кандидаты. Для прохождения во второй тур необходимо набрать больше голосов, чем другие кандидаты, при условии, что в выборах приняло участие более 50% избирателей. Победителем считается тот кандидат, кто набирает во втором туре (возможно и в первом туре) больше голосов.
Президент, избранный путем прямых выборов, имеет «всенародный мандат» (хотя «всенародность» в этом случае весьма условна). В силу этого он чувствует себя уверенно на своем посту, независим в отношениях с парламентом и другими госорганами. Всенародно избранный президент обычно ближе и понятнее народу, чем президент, избранный парламентом. Как показывает практика, обычно на всенародных выборах побеждают яркие харизматические личности, которые олицетворяют страну и эпоху.
В то же время избранный народом (в большинстве, случаев его третьей частью) президент может значительно возвыситься над всеми органами, а страна – скатиться к авторитарному правлению одной личности.
Третий способ, способ избрания коллегией выборщиков,схож с избранием президента парламентом. Отличие лишь в том, что выборщики избираются только с целью избрания президента. После выборов президента коллегия выборщиков распускается. Данный способ применяется в США.
При выборах специальным форумом (четвертый способ) президента избирают не выборщики, избранные народом, а особый форум (собрание) представителей госорганов. Как правило, в выборах участвуют депутаты парламента и представители провинций. Например,в ФРГ созывается специальный орган, именуемый Федеральным Собранием, куда входят депутаты Бундестага и такое же количество делегатов, избранных ландтагами земель. По такому же принципу – депутаты нижней палаты парламента и равное им количество представителей провинций – формируется коллегия по выборам Президента Индии. В Италии Президента страны избирают все члены парламента (945 человек) и не равное им число (всего 58) представителей областей.
Референдумомизбираются президенты в ряде арабских государствах, например, в Сирии, Египте (до 2006 г.) В указанных государствах президент сначала выдвигается парламентом, подконтрольным правящей партии. Единственная кандидатура, выдвинутая партией и парламентом, утверждается на всенародном референдуме (как правило, единогласно). Таким способом в разное время были избраны Хафез Асад и затем Башар Асад (Сирия), Саддам Хусейн (Ирак), Хосни Мубарак (Египет).
Существуют также иные нетипичные способы избрания главы государства. Так, Президент-король Объединенных Арабских Эмиратов избирается на 5 лет эмирами 7 княжеств-эмиратов, входящих в ОАЭ, из числа указанных 7 эмиров. Президент Фиджи избирается из числа граждан этой страны советом племенных вождей.
К кандидату на пост президента обычно предъявляются следующие требования:
1. Гражданство страны, президентом которой он избирается. Существуют «жесткие» требования: гражданство только по рождению (например, в США). Гражданство по рождению не только кандидата, но и его родителей требуется в Мексике. «Мягкие» требования предполагаютвозможность иметь несколько гражданств – (например, в Польше и Литве).
2. Постоянное проживание в стране в течение определенного срока (от 5 до 15 лет).
3. Достижение определенного возраста (как правило, 35 лет. Самый высокий возрастной ценз для кандидата в президенты (50 лет) существует в Италии).
4. Обладание избирательным правом.
В некоторых государствах к кандидатам в президенты предъявляются дополнительные требования, в частности, принадлежность к коренной национальности (Туркменистан, Абхазия); знание государственного языка (Украина); наличие высшего образования (Азербайджан); обязательное участие в войне за независимость (Алжир); верхняя возрастная граница – 65 лет (Казахстан); иные требования.
Срок полномочий президента – от двух до семи лет. Наиболее распространенный вариант – 4–5 лет. Важным завоеванием демократии является ограничение права быть президентом больше, чем два срока. Цель такого ограничения – предотвратить возникновение пожизненной личной власти президента. Впервые эта норма была включена в качествепоправки к Конституции США (действует с 1951 г.). В некоторых странах, например, в Мексике, Президентом можно быть только один срок.
Конституции многих стран запрещают совмещение с президентским мандатом любой другой государственной, общественной и политической должности или депутатского мандата (ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики).
Президент пользуется неприкосновенностью и рядом других привилегий: правом на штандарт, резиденцию, специальное вознаграждение, охрану и др.
Полномочия президента
В зависимости от формы правления, государственного режима, а также системы политических отношений в стране конституционные полномочия президента могут быть номинальными или реальными.
Основными полномочиями президентов являются:
1. Представительские полномочия. В этом качестве президент представляет государство в международных отношениях; заключает международные договоры, может ратифицировать их; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций; встречает и провожает глав государств, посещающих страну с официальным визитом; ведёт международные переговоры.
2. Принимает меры по соблюдению и охране конституции.
3. Назначает дату выборов в парламент, обращается с посланиями или выступает с программной речью перед парламентом.
4. Предлагает для утверждения парламента кандидатуру премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах созывает заседания совета министров и председательствует на них.
5. Является верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны и отвечает за ее безопасность. Президент назначает высший командный состав армии и флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания.
6. Объявляет чрезвычайное положение на территории всей страны или части её, вводит президентское правление в субъектах федерации.
7. Назначает самостоятельно (или предлагает парламенту) судей Верховного или других судов, генерального прокурора. Например, в США только Президент назначает членов Верховного суда и других федеральных судей. Все президентские назначения подлежат одобрению Сенатом Конгресса США. Судьи Верховного суда США назначаются пожизненно, Президент не имеет права отправить их в отставку.
8. Обладает правом утверждать или санкционировать законы, а также правом отлагательного вето (отказа в подписи), которое парламент может преодолеть.
9. Вправе обращаться в органы конституционного контроля на предмет соответствия законов (законопроектов) конституции. Таким правом обладают президенты Франции, Польши, Румынии и некоторые другие.
10. Награждает орденами, медалями и иными знаками отличий, предоставляет почетные звания.
11. Осуществляет право помилования.
12. Решает вопросы о предоставлении гражданства, разрешение на выход из него, предоставления убежища.
Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс, президент во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов (указов, декретов, приказов, ордонансов и др.).
Конституции некоторых государств (Ирландии, Индии, Танзании и др.) включают президента в состав парламента как его органическую часть.
Вопрос о замещении должности президента в случае его досрочного выбытия решается различным образом. В ряде стран предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Болгария, Коста-Рика, Сирия). Обязанности главы государства в период вакансии поста президента может исполнять либо председатель верхней палаты парламента (Франция, Италия, ФРГ), либо председатель парламента, если парламент однопалатный (Венгрия), либо глава правительства (Австрия, Финляндия, Беларусь).