Глава XII. Источники права. Опубликование закона (промульгация) чаще всего состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования

Опубликование закона (промульгация) чаще всего состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования (обнародования). Опубликова­ние — современный вид оглашения закона. Оно имеет большое зна­чение, так как является основой презумпции знания закона и ответ­ственности за его неисполнение. В законодательстве современных государств содержится норма о том, что неопубликованные законы не имеют юридической силы (не применяются).

Итак, законотворчество является важной предпосылкой возник­новения права, но право нельзя отождествлять ни с законотворче­ством, ни с его результатами.

Виды законов. По юридической силе и предназначению законы делятся наконституционные и обыкновенные.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства, К конституционным законам относятся: 1) сама конституция; 2) законы, вносящие в нее изменения и дополнения; 3) законы, прямо предусмотренные конституцией и конкретизирующие ее содержание. В российской правовой системе к числу последних относятся федеральные конституционные законы о введении чрезвычайного положения; об установлении отдельных ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного по­ложения; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта Российской Федерациии; о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерациии и т. д. (всего 14 законов).

Конституционные законы отличает особая процедура принятия. В Российской Федерации федеральный конституционный закон счи­тается принятым, если он одобрен большинством не менее трех чет­вертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не ме­нее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный кон­ституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит под­писанию Президентом РФ и обнародованию.

Обыкновенные законы принимаются на основе конституци­онных законов и регулируют различные стороны жизни общества. Среди них выделяюткодифицированные законы итекущие.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодатель­ства) представляют собойсводные юридические акты, позволяю­щие комплексно, на основе определенной системы принципов, регулировать какую-либоважную сферу общественной жизни.

Текущие законы не имеют отмеченных выше признаков, их нормативное содержание может укладываться в несколько статей.

По характеру действия законы подразделяются напостоянные, временные и чрезвычайные.

Постоянные законы не имеют установленных ограничений своего действия во времени, тогда каквременные законы действуют лишь в пределах определенного срока (например, закон о государ­ственном бюджете на такой-то год). -

Чрезвычайные (исключительные) законы также являются зако­нами, ограниченными во времени, но основаниями для их введения в действие или прекращения действия являются не календарные даты, а наличие или отсутствие оговоренных в законе чрезвычайных об­стоятельств (природного или социального характера).

Для сложных государств актуальна классификация законов на законыфедеральные (действующие на всей территории государства) изаконы субъектов федерации. Законы субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам и действуют только на территории субъекта (например, законы Санкт-Петербурга).

Подзаконные акты: понятие ч виды. Подзаконный гетеро­номный нормативно-правовой акт — этогетерономный правовой акт компетентного органа государства (организации), иерархи­чески подчиненный закону.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно классифици­ровать наобщенормативные подзаконные акты и индивидуальные нормативные подзаконные акты. Подзаконный общенормативный правовой акт всегда содержит информацию обобщем правиле пове­дения —общей правовой норме. Индивидуальные подзаконные акты, содержащие информацию об индивидуальных правовых нор­мах, являются актами применения права, например указ президента о награждении или о снятии с занимаемой должности министра. Напомним, что в традиционной теории права и в российской юри­дической практикесуществование индивидуальных нормативных актов не признается: такие акты именуются ненормативными.


Наши рекомендации