Законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) санкционирование, промульгация и опубликование закона.
Законодательная инициатива. Под законодательной инициативой понимается официальное внесение законопроекта управомоченным на то субъектом в соответствии с установленной процедурой и обязанность парламента рассмотреть внесенный законопроект.
Правом законодательной инициативы обладает ограниченный круг субъектов:
1) депутаты (члены) парламента; 2) правительство, реже глава правительства (Франция, Япония); 3) глава государства (Мексика, Бразилия, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Украина); 4) субъекты федерации или административно-территориальных единицы в лице их высших органов (Швейцария, Чехия); 5) высшие судебные органы (Бразилия, Россия); 6) специальные органы и учреждения (в Италии – Национальный совет экономики и труда); 7) установленное законом число избирателей (США, Швейцария, Италия, Испания).
Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта осуществляется на пленарных заседаниях палат парламента, а также в парламентских комиссиях (комитетах).
Обычно рассмотрение законопроекта в парламенте осуществляется в нескольких чтениях (обсуждениях). Первое чтение состоит в том, что заслушивается инициатор законопроекта и ему задаются вопросы. На этом этапе решается вопрос о необходимости принятия данного закона. В случае принятия законопроекта в первом чтении он направляется в соответствующую комиссию для дальнейшей разработки. Работа комиссии завершается составлением доклада и назначением докладчика для выступления в палате. Второе чтение предполагает обсуждение законопроекта в деталях. Оно состоит в рассмотрении каждой статьи и относящихся к ней поправок и дополнений. Если палата одобрила проект во втором чтении, то он возвращается в комиссию для редакционной доработки. Третье чтение включает в себя обсуждение законопроекта в целом. В ходе третьего чтения допускаются общие дискуссии по проекту в целом без внесения поправок, допускаются лишь редакционные поправки.
Принятие закона. Принятие закона включает ряд этапов. На первом этапе принятия законопроекта палатой (парламентом) проводится голосование. Для принятия закона необходим кворум, т. е. минимальное число депутатов, при котором, могут приниматься решения, имеющие законную силу.
Подходы в определении кворума различны: 1. Может устанавливаться конкретная цифра. Например, в палате общин Великобритании для принятия решения, имеющего законную силу, необходимо участие не менее 40 депутатов (полный состав палаты 635 депутатов). 2. Может устанавливаться процент к общему числу депутатов. Так, Федеральный конституционный закон Австрии 1920 г. требует присутствия на сессии не менее 1/3 депутатов Национального совета. 3. Может устанавливаться норма о присутствии не менее половины членов палаты парламента. Так, Бундестаг Германии правомочен принимать решения, если на заседании присутствует более половины его депутатов.
Закон считается принятым, если за него проголосовало: простое большинство – для принятия обычного закона; квалифицированное большинство – для принятия конституционных и финансовых законов. При равенстве голосов проект считается либо отклоненным, либо проводится жеребьевка, либо решающим признается голос председателя палаты (в Сенате Конгресса США).
В двухпалатном парламенте законопроект после принятия в одной из палат передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Вторая палата может принять законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения либо отклонить его.
Принятый парламентом законопроект направляется на утверждение главы государства.
Санкционирование, промульгация и опубликование закона. Санкционирование законопроекта осуществляет глава государства путем подписания его официального текста. В случае отказа законопроект считается непринятым, если глава государства наделен правом абсолютного вето, или возвращается на повторное рассмотрение, если глава государства располагает правом отлагательного вето. После повторного принятия парламентом законопроект должен быть подписан главой государства.
Промульгация – это издание специального акта главой государства, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона.
Опубликование закона – это доведение его содержания до всеобщего сведения.
Законы публикуются в специальном печатном издании. Они вступают в юридическую силу, как правило, в день официального опубликования или по истечении установленного времени после опубликования.
В современных зарубежных странах расширяется сфера так называемого делегированного законодательства, к которому парламент имеет непосредственное отношение.
Делегированное законодательство – это санкционированное парламентом право принятия нормативных актов, имеющих силу закона, высшими органами исполнительной власти. Существуют два основных способа делегирования законодательных полномочий органам исполнительной власти:
1. Путем принятия парламентом специального закона о праве правительства (других органов исполнительной власти) издавать акты по определенным вопросам в течение точно установленного времени. При этом закон должен определять цели, принципы, критерии, на которые следует ориентироваться в процессе осуществления делегированных полномочий. 2. Путем издания законов, из которых следует поручение органам исполнительной власти принять соответствующие акты в их развитие. В этом случае парламент осуществляет контроль за исполнением законодательных предписаний конкретными органами управления.
В качестве субъектов делегирования чаще всего выступают правительства (во Франции, Испании, Италии, Португалии). Иногда допускается делегирование законодательных полномочий со стороны правительства вниз по исполнительной вертикали путем издания соответствующего постановления (например, на основе ст. 80 Основного закона ФРГ). Контроль за делегированным законодательством осуществляет парламент как орган, инициирующий процесс делегирования и определяющий его условия. Кроме того, контроль за соблюдением делегированного законодательства может возлагаться на суды.