Республика как форма правления
Республика(от лат. respublica – общее дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
В зависимости от статуса главы государства и правового положения парламента выделяются три вида республик: президентская, парламентарная и смешанная.
Республика | ||||
Парламентарная | Президентская | Смешанная |
Президентская республика – наиболее распространенная форма правления в зарубежных странах. Она возникла в США и получила закрепление в конституции 1787 г. Для этой формы правления характерно соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. При этом в законодательстве проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Президентская республика создает предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий. Президент может активно влиять на содержание законодательства, используя право законодательной инициативы и президентские послания. Примерами такой республики являются: США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Венесуэла, ЮАР, Уругвай, Эквадор, Зимбабве.
Характерные черты президентской республики:
• жесткое разделение властей: президент не имеет права досрочно распускать парламент, но и парламент не может выразить недоверия правительству; • президенту принадлежит право представлять свой народ; • президент избирается прямыми выборами либо особой коллегией выборщиков на определенный срок; • президент формирует правительство по своему усмотрению, но «по совету и с согласия сената»; • правительство политически ответственно только перед президентом, парламент не вправе потребовать отставки правительства; • президент существенно влияет на принятие законов, он может использовать право отлагательного вето на решения парламента и потребовать повторного обсуждения принятого закона. |
Парламентарная республика. Эта форма правления принята в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Индии, Израиле, Португалии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и др. Парламент в таких республиках обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главной учредительной функцией является формирование правительства. Формально правительство назначает президент на основе решения парламента о формировании кабинета. Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии в качестве будущего главы правительства. Президент в парламентарной республике имеет незначительные полномочия. Обычно президент избирается парламентом (например, в Италии, Турции) или особой избирательной коллегией (ФРГ), а вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства.
В таких республиках решения, принимаемые президентом, подлежат исполнению при условии контрассигнации.
Контрассигнация(contr – встречное, assignasion – подписание) осуществляется премьер-министром на документах общеполитического содержания либо ответственным министром, если акт президента затрагивает область управления, подведомственную определенному министерству. Например, в ст. 89 Конституции Италии записано: «Никакой акт Президента республики не действителен, если он не завизирован предложившими его министрами, которые за это ответственны».
Характерные черты парламентарной республики:
• президент, как правило, избирается парламентом, он глава государства; • президент не играет самостоятельной роли, а выполняет волю парламента и правительства; • президент несет ответственность перед парламентом; • парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни; • парламент формирует правительство; • правительство ответственно перед парламентом (может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия) |
Смешанная республика. Смешанными считают такие республики, в которых, наряду с «сильным» президентом, есть премьер-министр, а также возможны роспуск парламента и выражение недоверия правительству, допускается совмещение депутатского мандата с министерским портфелем, применяются институт контрассигнатуры и прочие атрибуты парламентаризма. К смешанным республикам(иногда их называют «полупрезидентскими»)относят Францию, Финляндию, Польшу, Португалию, Украину и др.
В полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительный власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесенный вотум недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. Например, Франция периода Пятой республики по форме правления соединяет признаки президентской и парламентарной республики. Избрание Президента прямыми выборами (с 1962 г.), широкие полномочия Президента, подчинение Президенту Правительства являются прямыми признаками президентской республики. С другой стороны, право Парламента выражать недоверие Правительству и право Президента распускать нижнюю палату Парламента являются характерными чертами парламентарной pecпублики. Конституция Франции 1958 г. и последующая практика фактически оформили установление режима личной власти главы государства. Аналогичные формы правления существуют во многих странах Африки – Заире, Нигере, Габоне и других. В этих государствах президент избирается прямыми выборами, он осуществляет функции главы правительства, президенту предоставлено право распускать парламент, а парламенту – выражать политическое недоверие министрам. Президенты африканских республик обладают обширными законодательными полномочиями, осуществление которых не ограничено институтом контрассигнатуры или судебным контролем.
К смешанной форме правления можно отнести государства, сочетающие элементы монархии и республики. Согласно Конституции Малайзии 1957 г., главой государства является монарх, но свою должность он получает не в порядке наследования, а путем избрания сроком на 5лет специальным советом глав штатов (9 из 13), которые и составляют федерацию. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и участия в выборах не принимают. Глава Малайзийской федерации обладает обычными полномочиями парламентарного монарха. Он является главой исполнительной власти, обладает правом созыва и роспуска Парламента, но по совету Правительства. Нормативные акты монарха подлежат в контрассигнатуре. Аналогичная форма правления существует и в ОАЭ. Там эмиры семи эмиратов выбирают сроком на 5 лет Председателя Совета эмиров, который и выполняет функции главы государства.
Характерные черты смешанной республики:
власть поделена между президентом и парламентом; президент, как правило, избирается народом, т. е. имеют место прямые выборы президента; президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (президент назначает премьер-министра, а по предложению премьер-министра назначает и освобождает от должности других членов правительства); премьер-министр играет самостоятельную роль, являясь фактически вторым после президента лицом в государстве; правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом |
Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика. Для нее характерно закрепление участия духовенства в управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. Предусматривает, наряду с постом президента страны, пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Этот пост занимает один из высших духовных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительной власти осуществляются коллегиальным органом – федеральным правительством. В состав правительства входит семь федеральных советников, которые назначаются федеральным Парламентом. Из своего состава этот орган избирает Президента, обладающего чисто представительскими полномочиями. Срок полномочий Президента – один год.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие формы правления.
2. Охарактеризуйте монархию как форму правления.
3. Охарактеризуйте республику как форму правления.
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Административно-территориальное устройство государства– это организация территории государства, принципы деления ее на отдельные части, взаимоотношения этих частей между собой и центральными органами власти.
Форма территориальной организации государства не выбирается произвольно (его руководителями, например), а объективно обусловлена национальными, историческими, политическими, экономическими и другими факторами.
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Дополнительными формами государственного устройства выступают: автономия, уния, конфедерация, протекторат.
Унитарное государство
Унитарное государство – это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.
Унитарная форма государственного устройства более проста, чем федерация, и этим во многом обусловлена ее популярность. Например, такую форму устройства имеют: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Греция, Испания, Нидерланды, Республика Беларусь, Португалия, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и др.
Признаки унитарного государства:
– единая конституция, нормы которой обязательны на всей территории страны, без каких-либо ограничений; – единая система органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент, суды); – единая система законодательства; – единое одноуровневое гражданство; – административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью |
В унитарных государствах правовой статус административно-терри-ториальных образований определяется центральной властью. Вместе с тем современные унитарные государства стремятся избегать чрезмерной централизации. Местным органам власти предоставляется достаточная самостоятельность в рамках их компетенции. Это и есть гарантия демократизма организации и деятельности современных унитарных государств.
По организации публичной власти унитарные государства можно подразделить на три группы: 1)децентрализованные, 2) относительно децентрализованные и 3) централизованные.
Унитарные государства также подразделяются на сложные и простые. В сложных,помимо административно-территориальных единиц, имеются и автономные образования, а в простых – автономных образований нет.
Федеративное государство
Федеративное государство(фр. federation от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза. Федеративные государства распространены меньше, чем унитарные. Это связано с тем, что федерация – более сложное по своему устройству государство. Всего насчитывается около 20 федераций (в Европе: Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация; на американском континенте – США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты); в Азии – Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан; в Африке – Нигерия, Танзания; федерациями являются также Австралия, Филиппины).
Наилучшим образом федерации подходят для многонациональных государств с обширной территорией. Таким образом можно реализовать национальные интересы (обеспечить право наций на самоопределение), и в то же время сохранить целостность государства.
Субъекты федеративных государств называются по-разному. Чаще всего это штаты (от англ. «state» – государство), что и отражается в официальных названиях некоторых федеративных государств: Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Бразилии, Мексиканские Соединенные Штаты. Штатами называются также субъекты таких федеративных государств, как Австралия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Нигерия. В Австрии и ФРГ субъекты федерации называются в переводе на русский язык землями, хотя оригинальное немецкое слово «land» переводится как «страна», или «край». В Аргентине, Канаде, Пакистане субъекты федерации называются провинциями, хотя в некоторых других зарубежных странах провинции – это обычные административно-территориальные единицы унитарного государства (например в Китае, Нидерландах); в Швейцарии – кантонами.
Количество субъектов федерации в разных странах весьма различно. В США – 50 штатов, в Мексике – 31, в Нигерии – 30, в Бразилии – 26, в Индии – 25, в Швейцарии – 23 кантона, в Аргентине 22 провинции, в Венесуэле – 22 штата, в ФРГ – 16 земель, в Малайзии – 13 штатов, в Канаде – 10 провинций, в Австрии – 9 земель, в ОАЭ – 7 эмиратов, в Австралии – 6 штатов, в Пакистане – 4 провинции. Самое большое количество субъектов (89) – в Российской Федерации, к тому же они имеют различные наименования (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).
Признаки федерации:
– государство имеет свою федеральную конституцию, высшие государственные органы, символику; – субъекты федерации могут принимать собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной; – субъекты федерации имеют свои государственные органы; – наличие двухпалатного парламента (нижняя палата – общегосударственная, а верхняя – представительство субъектов федерации); – полномочия между центром и регионами четко распределены; – единые вооруженные силы, единая денежная система |
В федерациях обычно имеет место двухуровневое гражданство. Но в международных отношениях лицо выступает с одним гражданством – федеральным. Собственного гражданства у субъектов федерации нет в Канаде, Индии, Пакистане, Малайзии, Венесуэле.
Субъекты федерации, как правило, не обладают правом выхода из ее состава – сецессии. Исключением является Конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации национальных групп.
Структура федеративных государств неодинакова. Различают симметричные и асимметричныефедерации. В симметричной федерации ее субъекты равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ФРГ, Бразилия). Более сложная структура в асимметричных федерациях. В таких государствах субъекты имеют неравноправный статус (Индия, Мексика и ряд других государств).
Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение компетенции между союзом и его членами.
Компетенцию федерации и субъектов в зарубежных федеративных государствах можно подразделить на следующие четыре основных вида:
1) исключительная компетенция федерации; 2) исключительная компетенция субъекта федерации; 3) совместная компетенция федерации и ее субъектов; 4) остаточная компетенция |
Установление исключительной компетенции федерации предполагает, что в конституции закрепляются полномочия федеральных органов власти, а все остальные полномочия принадлежат субъектам федерации. Примером могут быть такие государства, как США, Канада, Мексика, Россия.
Установление исключительной компетенции субъекта федерациизаключается в том, что федеральные органы не могут вмешиваться в эту компетенцию.К ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.
Установление двух сфер исключительной компетенции – федерации и ее субъектовхарактерно для Аргентины, Канады, Эфиопии. К сфере компетенции субъектов федерации относятся культура, здравоохранение, местное управление, общественный порядок, сельское хозяйство, местные налоги и сборы и др. В рамках своей компетенции представительные органы субъектов федерации могут принимать местные законы.
Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов характеризуется тем, чтоорганы субъектов федерации могут принимать решения по любым вопросам совместной компетенции, пока такие решения не приняты федеральной властью (и наоборот). Совместная (конкурирующая) компетенцияхарактерна для таких стран, как ФРГ, Пакистан, Нигерия. Например, к исключительной компетенции федерации в ФРГ отнесены 11 важнейших вопросов: внешние сношения, оборона, гражданство федерации, свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача отдельных лиц другим государствам, валюта, денежное обращение, эталоны мер и весов и т. д. Конкурирующая законодательная компетенция включает 28 позиций, в том числе гражданское право, уголовное право, судоустройство, адвокатуру, трудовое право и т. д. Остаточные полномочия в ФРГ принадлежат землям.
Оригинальную модель разграничения компетенции устанавливает Конституция Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и ее субъектов, но и федерального округа и муниципий (административно-территориальных единиц, на которые делится территория бразильского штата).
Институт федерального принуждения. Одним из методов чрезвычайного характера по обеспечению единства федерации, разрешения конфликтов между ее субъектами, обеспечению соблюдения федеральной конституции и федеральных законов является институт федерального принуждения. В странах Латинской Америки он именуется «институтом федерального вмешательства», а в Индии – «институтом президентского правления».
Институт федерального принуждения в той или иной форме закреплен в конституциях или законодательстве почти всех федеративных государств мира. Содержание института определяется самой природой федеративного устройства, которая не только предполагает разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства.
Институт федерального принуждения представляет собой систему правовых норм, устанавливающих:
а) основания для федерального принуждения; б) орган/органы государственной власти, уполномоченные применять федеральное принуждение; в) порядок его применения; г) временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации; д) иные временные изменения в правовом регулировании в период федерального вмешательства |
В большинстве зарубежных федераций институт федерального принуждения расценивается как важнейший элемент функционирования всей системы федеративных отношений. К федеральному принуждению прибегают всякий раз, когда в этом появляется необходимость. Например, за годы действия Конституции Аргентины 1853 г. федеральное вмешательство (т. е. федеральное принуждение) применялось более 220 раз. В Индии с момента вступления в силу ее Конституции 1950 г. режим президентского правления (т. е. федерального принуждения) вводился около 100 раз в различных штатах. История Швейцарии также знает более 10 случаев федерального вмешательства по отношению к отдельным кантонам. Время от времени объявлялось федеральное вмешательство и в Бразилии.
Однако такое федеральное принуждение является чрезвычайной и временной мерой, означающей переход только на определенный период к чрезвычайным методам управления и особому правовому режиму регулирования отношений между субъектами федерации и федеральным центром.
Автономия
Под автономией(от греч. autonomia – самоуправление) понимают особые политико-территориальные единицы, обладающие определенной степенью самостоятельности, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения.
Автономные образования имеются в составе ряда государств. Причем, наличие автономных образований более характерно для унитарных государств (Великобритания, Португалия, Дания, Франция, Финляндия), немного реже они встречаются в федеративных государствах (Индия, Пакистан и др.).
По своему правовому положению автономное образование отличается от простой административно-территориальной единицы, но при этом оно не является государственным образованием.
Обычно статус автономии предоставляется частям унитарного государства, отличающимся от других территориальных единиц по своему национальному составу, историческим традициям, географическому положению.
В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию.
Характерные черты автономий:
Политическая (законодательная) автономия: | Административная (местная) автономия: |
– имеет внешние признаки государства – парламент, правительство, иногда и конституцию; – общегосударственная конституция устанавливает разграничение компетенций между парламентами государства и автономии; – напоминает субъект федерации вфедеративных государствах | – государственных признаков не имеет, компетенция определяется не конституцией, а обычными законами; – объем полномочий значительно меньше, чем у политической автономии |
Главная черта политической автономии состоит в том, что ей предоставляется право законодательствовать по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Так, в составе Великобритании политической автономией является Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет свой парламент и правительство. К формам политической автономии можно отнести Гренландию и Фарерские острова в составе Дании, Аландские острова в составе Финляндии.
В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель – снять напряженность в межнациональных отношениях.
Административная автономия не предусматривает парламента и не имеет права издавать местные законы. Такая автономияпредоставляется территориальным единицам, обладающим существенными этническими, географическими или историческими особенностями.
Характерным примером административной автономии являются автономии Китая, где существует более 100 автономных образований. В Китае существует 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, 30автономных округов и 124автономных уезда.
Административные автономии могут создаваться и в субъектах федеративных государств. Например, в Индии, в штате Ассам сформированы автономные районы для зарегистрированных племен. Административные автономии отражают специфику национального состава местного населения. В Никарагуа представление административной автономии двум округам на Атлантическом побережье страны связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена. В ее рамках гарантируется использование местного языка в прессе, школьном обучении и т. д.
Иногда юридические границы между политической и административной автономией довольно расплывчаты и сочетают в той или иной степени черты этих двух видов. Так, в 1995 г. был принят Закон Украины «Об Автономной Республике Крым», определивший данную республику как административно-территориальную автономию в составе Украины. Из содержания данного Закона, однако, следует, что Крым наделяется и чертами политической автономии. Он имеет свою конституцию, законы, систему государственных органов, собственные символы.
Регионалистское государство
Под регионалистским государством понимают государство, вся территория которого состоит из автономных образований. Такое государство является переходной формой, соединяющей некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма.Например, в Италии имеется 20 областей и каждая из них имеет свой устав, определяющий форму правления и основные принципы функционирования области (ст. 123 Конституции Италии).
Территория Испании состоит из 17 автономных единиц, объем прав которых не является одинаковым. В Испании автономии называются автономными сообществами, самостоятельно определяющими систему собственных органов государственной власти. В каждом из самоуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, издающая законы, действующие на территории региона.
Но реформы, проводимые в Италии на рубеже XX и XXI вв., последовательно превращают ее в федерацию. Именно в этом направлении продвигают ее поправки, внесенные в Конституцию в 2003 г. По-видимому, скоро процесс федерализации Италии завершится, и в качестве регионалистского государства останется только Испания.
Уния
Уния – это сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особого статуса.
Ранее унии были более распространенной формой государственного устройства (например, Люблинская уния (1569 г.), уния между Англией и Шотландией (1603 г.), уния Португалии и Испании (1580–1640 г.г.), уния Англии и Шотландии (1707 г.), уния Нидерландов и Люксембурга (1815–1890 г.г.), уния Австрии и Венгрии (1867–1918 г.г.).В результате унии может быть создано весьма своеобразное государство. Так, Люблинская уния 1569 г. на основе договора Польши и Литвы привела к созданию уникальной республики с отдельными рудиментами монархии. Такое польско-литовское объединение просуществовало более 200 лет.
Конфедерация
Конфедерация – это постоянный союз независимых государств, объединенных какой-то общей целью или задачей. Это может быть военный, экономический, таможенный союз или их совокупность.
Конфедерация – союз менее тесный по сравнению с федерацией. Обычно конфедерации создавались в силу какой-то необходимости. Исторически они носили временный характер: иногда превращались в федерацию либо вообще распадались на отдельные унитарные государства.
Число конфедераций в истории невелико. Среди наиболее известных называют конфедерацию Нидерландов, которая существовала достаточно долго (с 1579 по 1795 г.); конфедерацию США с момента объявления независимости до принятия федеральной конституции (1776–1787); конфедерацию Швейцарии, существовавшую с 1291 по 1798 г. Последняя в 1815 г. была восстановлена, но анализ современной Конституции Швейцарии 1874 г. показывает, что это классическая федерация. Конфедерацией был и Германский союз, который просуществовал с 1815 по 1866 г.
В современной истории классической конфедерацией являлся государственный союз, образованный двумя африканскими государствами – Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. (распался в 1989 г.). Президентом Сенегамбии по должности был Президент Сенегала, а вице-президентом – Президент Гамбии. Обе эти страны оставались самостоятельными членами ООН.
Попытки образовать конфедеративный союз предпринимались в 60-е годы Египтом и Сирией. Была создана Объединенная арабская республика, которая также просуществовала недолго, так как Сирия вскоре объявила о выходе из этого союза, а Египет, спустя несколько лет, вернул прежнее название – Арабская Республика Египет.
Очень похоже на конфедерацию объединение государств под названием Европейский Союз (ЕС), включающее 27 стран Европы.
Названные союзы обладают всеми формальными признаками конфедерации: есть договоры об образовании союза, есть общие органы управления (например, Европарламент). Кроме всего прочего, страны ЕС имеют общую границу, между ними отсутствуют таможенные преграды, введена и общая валюта – евро. У ЕС имеется даже такой атрибут, как флаг (синее полотнище с золотыми звездами).
Явные признаки конфедерации просматриваются в таком межгосударственном образовании, как Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ действуют Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и ряд других органов.
Конфедерация характеризуется следующими основными чертами:
1) создается для достижения определенных целей (целей политических, военных, экономических); 2) создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; 3) каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет; 4) члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; 5) неустойчивость или переходный характер конфедерации (либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство унитарное или федеративное); 6) у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации; 7) предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и незначительного круга вопросов (вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедерации), расширение перечня возможно только с согласия всех членов конфедерации); 8) в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных договорным актом; 9) бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации, правом налогообложения конфедерация не обладает; 10) субъекты конфедерации имеют право на установление таможенных и иных ограничений, на ограничение свободного движения лиц, товаров, услуг, капиталов; 11) отсутствие, как правило, единой системы денежного обращения; 12) в конфедерации нет союзного гражданства. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие административно-территориального устройства государства.
2. Дайте характеристику основных форм административно-терри-ториального устройства унитарного и федеративного государств.
3. Охарактеризуйте автономию и ее основные признаки (черты).
4. Охарактеризуйте унию и ее основные признаки (черты).
5. Охарактеризуйте конфедерацию и ее основные признаки (черты).
6. Охарактеризуйте протекторат и его основные признаки (черты).
Тема 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Избирательное право
Избирательное право – это институт конституционного права, который включает ряд правовых норм, правил и обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права на участие в выборах государственных органов.
Непосредственно гражданами избираются: парламент (или его нижняя палата); глава государства (президент); органы местного самоуправления; судьи и атторнеи (прокуроры).
Коллегией уполномоченных лиц избираются: в ряде стран президент (членами парламента); премьер-министр (членами парламента); судьи высших судов; генеральный прокурор и др.
В демократических государствах выборы основываются на следующих принципах:
1) всеобщность; 2) свободное участие граждан; 3) прямое (косвенное) голосование; 4) равенство прав избирателей и кандидатов; 5) тайна волеизъявления избирателей |
Всеобщность выборов означает, что в них могут участвовать все граждане, достигшие определенного возраста и каждый из них обладает правом голоса.
Вместе с тем, существуют оправданные исключения из принципа всеобщности выборов (их также именуют естественными цензами). К ним относятся: ценз гражданства(избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Например, в США натурализованный гражданин может быть избран в Палату представителей только через 7 лет после натурализации, в Сенат – через 9 лет и никогда не может быть избран Президентом); ценз дееспособности (голосовать могут только дееспособные личности, отдающие отчет своим действиям, избирательного права лишены умалишенные, признанные недееспособными судом); возрастной ценз(право избирать принадлежит только тем, кто достиг определенного возраста, обычно 18 лет, в ряде стран (в Бразилии, Иране, Никарагуа, на Кубе) – 16 лет); религиозный ценз(распространен в исламских государствах. Например, для участия в выборах в Иране необходимо исповедовать ислам); ценз оседлости(т. е. определенный период проживания в определенном месте); ценз неопороченности(так, не могут участвовать в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы или под стражей по приговору суда); ценз языка (избиратель и кандидат на выборный пост должны уметь писать и читать на государственном языке. Этот ценз можно наблюдать в конституциях ряда африканских стран, стран СНГ (Молдова, Казахстан, Узбекистан, Украина), в государствах Балтии); ценз несовместимости или неизбираемости (например, запрет баллотироваться в Генеральные кортесы членам королевской семьи Испании. Несовместимость означает также обязанность для избираемого лица освободить занимаемую им должность в случае его избрания. В ряде государств требуется предварительный уход с занимаемого поста, прежде чем баллотироваться в кандидаты на выборную должность);ценз грамотности, ценз порядочности (добрых нравов) и иные цензы.
Выборы бывают прямые икосвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане. Практически во всех странах депутатов нижней палаты парламента и органы местного самоуправления избирают прямыми выборами.