Основные этапы (эпохи) развития конституций
зарубежных стран
Конституции в их современном понимании существуют немногим более 200 лет. За этот период имело место шесть «волн» принятия конституций, породивших шесть конституционных эпох, в следующих хронологических рамках:
1) конец XVIII в. – первая мировая война (1914 – 1918 гг.); 2) период между первой и второй мировыми войнами (1918–1945 гг.); 3) 1945–1960 гг. – период после окончания второй мировой войны; 4) 1960–1975 гг. – крушение мировой системы колониализма, появление множества новых государств в Азии и Африке; 5) 1975–1990 гг. – падение последних фашистских режимов в Европе (Испания, Португалия, Греция); 6) с 1990 г. – распад СССР и мировой системы социализма, появление более 20 новых государств.
Первая «волна» началась с принятия первых в мире конституций (США в 1787 г., Польши в 1791 г., Франции в 1791 г.). По образцу этих первых конституций были приняты конституции в других странах:Бельгии (1831 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.), Голландии (1887 г.), Японии) (1889 г.), Германии (1871 г.), Италии (1848 г.), Португалии (1911 г.).
Первые конституции были короткими и лаконичными; отличались невысокой юридической техникой; принимались учредительными собраниями и иными малопредставительными коллегиями, некоторые даровались монархом; принимались под влиянием революций и в иных чрезвычайных ситуациях; учреждали выборные представительные органы – парламенты (зачастую первые парламенты были несовершенны, имели мало полномочий, избирались многоступенчатыми выборами на основе высокого имущественного ценза, женщины, как правило, не имели избирательных прав).
Вторая «волна» была вызвана следующими изменениями в результате первой мировой войны: образована Лига Наций; распались четыре крупнейшие в мире империи – Германская, Австро-Венгерская, Российская, Турецкая; на карте Европы появилось множество новых государств (Латвия, Литва, Эстония, Веймарская Германия, небольшая Австрийская Республика, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Финляндия); во многих странах (России, Германии, Австро-Венгрии, Мексике и др.) произошли антиимпериалистические, народные и социалистические революции; изменились нравственные ценности (повысилось уважение к конституции, правам человека, парламентаризму).
Новые конституции, принятые после 1918 г., отличались от прежних в следующем: 1) были увеличены в объеме; 2) уделяли больше внимания правам и свободам человека (например, Веймарская Конституция 1919 г., Конституции Австрии 1920 г., Чехословакии 1920 г.); 3) закрепляли социальные права и нормы (например, Веймарская Конституция указывала, что собственность обязывает и должна приносить благо всему обществу); 4) избирательное право стало всеобщим, ликвидировались цензы; 5) Конституция Австрии 1920 г. впервые учредила Конституционный суд.
Новая ситуация в мире, вызванная результатами второй мировой войны, породила третью «волну» конституций.
Принципиально новые конституции были приняты в бывших странах-агрессорах: Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.). Данные конституции разрабатывались «под диктовку» стран-победительниц (прежде всего, США) и имели целью кардинальное изменение политической системы побежденных государств. ФРГстала новым государством, возникшим почти одновременно с Основным законом; Италия из монархии превратилась в республику; Япония из дуалистической монархии была преобразована в парламентарную монархию. Эти конституции закрепили широкий спектр прав и свобод; закрепили отказ от войны, а Япония вообще « отказалась» от собственных вооруженных сил (и сегодня считается исключительной в мире страной без официальной армии).
В 1946 году была принята новая более демократическая Конституция Франции.
Существенно изменился конституционный строй государств, оказавшихся в советской зоне влияния: ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии. В этих странах были приняты «социалистические» конституции, закрепившие государственный социализм в качестве экономического строя и принадлежность власти коммунистическим партиям. В этот же период были приняты также народно-демократические, национально-освободительные и социалистические конституции в странах Азии – Вьетнаме, Китае, Индии, Индонезии.
Четвертая «волна»принятия конституций была вызвана крушением системы колониализма в конце 50-х – начале 60-х гг. XX века. Свои национальные конституции приняли страны Африки. Некоторые из них разрабатывали конституции самостоятельно. Чаще конституции освободившихся колоний принимались при участии бывших метрополий (Великобритании, Франции) или даровались ими.
В 1958 г. президент Франции генерал де Голь в обход существовавшей Конституции принял путем всенародного голосования новую Конституцию. В результате Франция из парламентской превратилась в президентскую республику.
Пятая «волна» новых конституций была обусловлена крушением последних фашистских режимов в Европе – в Греции, Португалии и в Испании. В этих странах (в Греции в 1975 г., Португалии в 1976 г. и Испании в 1978 г.) были приняты новые демократические конституции, закрепившие права и свободы человека, парламентаризм, новый конституционный строй и демократический политический режим. Новые конституции были приняты в колониях Португалии.
Во второй половине 70-х и в 80-е гг. были также приняты конституции в государствах, которые сбросили колониальный гнет в последнюю очередь (например, Южная Родезия в 1980 г.), а также в государствах, где произошли революции (в частности, в Иране, 1979 г.).
Шестая, пока последняя, «волна» конституций стала результатом крушения социализма и распада СССР, иных изменений в мире. В это время на карте мира появилось более 20 новых государств(15 – на территории бывшего СССР, 5 на территорий бывшей Югославии, возникли новые государства, такие как Эритрея, Восточный Тимор).
Что касается бывших советских союзных республик (ныне стран СНГ и Балтии), то здесь также были проведены коренные конституционные реформы и приняты новые Конституции: Азербайджане (1993 г.); Армении (1995 г.); Беларуси (1994 г.); Грузии (1995 г.); Казахстане (1995 г.); Кыргызстане (1993 г.); Литве (1992); Молдове (1994 г.); России (от 12 декабря 1993 г.); Таджикистане (1994 г.); Туркменистане (1992 г.); Узбекистане (1992 г.); Украине (от 12 июля 1996 г.); Эстонии (1992 г.); Латвии (в этой стране с 1 июля 1993 г. восстановлено действие Конституции 1922 г.).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение конституции.
2. Назовите и охарактеризуйте основные виды конституций зарубежных стран, а также основания их классификации.
3. Дайте характеристику структуры конституций зарубежных стран.
4. Охарактеризуйте основные этапы развития конституций зарубежных стран.
Тема 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, а также юридических гарантий их реализации.
К числу конституционных основ правового статуса личности относятся следующие положения: 1) соответствие конституционных прав и свобод общепризнанным международным актам в области прав человека; 2) неотчуждаемость конституционных прав и свобод человека и гражданина; 3) единство прав, свобод и обязанностей; 4) прямое действие конституционных норм о правах и свободах личности; 5) обеспечение прав и свобод человека и гражданина судом и другими государственными органами и должностными лицами.
Институт гражданства
Гражданство является существенным элементом правового статуса личности. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства.Государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.
Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами.
К основным характеристикам гражданства относятся: 1) это правовое состояние, выражающееся в юридическом оформлении, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой, в юридическом оформлении гражданства каждого человека; 2) устойчивый характер отношений гражданина с государством (возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни гражданина); 3) двусторонняя связь человека с государством, выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности; 4) состояние гражданства предусматривает защиту и покровительство со стороны государства своим гражданам, находящимся за границей.