Основные источники конституционного права зарубежных стран
Под источниками права понимают внешние формы его выражения. Традиционно к основным источникам конституционного права относят:
1. Нормативные правовые акты. Наиболее важным среди нормативных актов является конституция, обладающая высшей юридической силой и закрепляющая важнейшие положения в сфере конституционного права. Любые иные нормативные акты не должны вступать в противоречие с конституцией. После конституции как основного закона страны следуют законы. Они подразделяются на конституционные и обычные. Первые касаются внесения изменений и дополнений в конституцию и принимаются с соблюдением особой, более усложненной, чем обычные законы, процедуры. Обычные законы принимаются парламентом по самым различным вопросам, относящимся к сфере конституционного права, и составляют самую многочисленную часть источников конституционного права.
К числу источников конституционного права могут относиться также нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти (президентом, правительством), решения органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления при условии, что они содержат новые нормы конституционного права.
2. Конституционные обычаи, являются источником права преимущественно в странах англосаксонской правовой системы как дань традиции. Например, неписаные правила установлены в Великобритании относительно наследования трона, начала открытия сессии парламента, назначения премьер-министра и его кабинета. Со временем некоторые конституционные обычаи получают закрепление в законах или регламенте парламента.
Традиционные нормы имеют место и в конституционном праве США. Так, первый президент США Джордж Вашингтон положил начало практике избрания президента не более, чем на два срока подряд, когда отказался баллотироваться на пост президента в третий раз. Однако Франклин Рузвельт, ссылаясь на особые обстоятельства (военное положение), добился от Конгресса отмены этого обычая. Он избирался на должность президента четыре раза. Позднее запрет на занятие должности президента одним и тем же лицом свыше двух раз подряд был утвержден в виде поправки к Конституции (в 1956 г.).
Конституционный обычай встречается и в праве стран континентальной (европейской) правовой системы. Примером может быть традиция открытия первой сессии парламента старейшим депутатом.
3. Международные договоры (в порядке исключения, внутригосударственные договоры), являются источниками конституционного права в том случае, если устанавливают международные обязательства государства в сфере конституционно-правовых отношений и имеют прямое действие. Так, во многих конституциях закрепляется принцип верховенства норм международного права над правом внутригосударственным (ФРГ, Болгария, Польша и др.).
В федерациях, конфедерациях, автономиях источниками конституционного права могут выступать внутригосударственные договоры, если они затрагивают вопросы разграничения полномочий между различными межгосударственными образованиями или регулируют иные вопросы, относящиеся к сфере конституционного права.
Основные тенденции развития конституционного права
Зарубежных стран
Практика конституционного строительства большинства зарубежных стран обозначила следующие основные тенденции в его развитии:
1) демократизация, проявляющаяся во все более широком участии населения в государственных делах, демократизации выборов, более активном использовании референдумов, распространении института омбудсменов, расширении основных прав и свобод граждан, а также гарантий их защиты;
2) интернационализация, проявляющаяся в сближении национальных отраслей права. Государства молодой демократии все активнее используют опыт конституционного развития стран с устоявшейся демократией. Возрастает роль международного публичного и гуманитарного права. В результате все заметнее проявляется процесс унификации конституционного права всех стран;
3) расширение предмета конституционного регулирования, происходящее за счет включения в текст конституций положений социального и международно-правового характера, а также ряда других новых институтов: о финансовых вопросах (о введении евро), о вспомогательных органах при законодательной и исполнительной власти, о чрезвычайном положении;
4) социализация, которая означает, что современные конституции регулируют не только вопросы организации государственной власти, но и проблемы устройства гражданского общества. Этот процесс проявляется в расширении перечня социально-экономических прав и свобод, а также более широком регулировании сфер социальной жизни (трудовые отношения, отношения в сфере образования, социального обеспечения, оказание помощи молодежи, семьям, различным социальным общностям).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте характеристику конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.
2. Назовите основные источники конституционного права зарубежных стран и дайте им характеристику.
3. Назовите и охарактеризуйте основные тенденции в развитии конституционного права зарубежных стран.
Тема 2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Конституция– основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным на то государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения (организацию власти и правовой статус личности).
Первая Конституция в мире – Конституция США (1787 г.) Одна из старейших действующих конституций Европы – Конституция Швейцарии (1874 г.)
Классификация конституций
Конституции можно подразделить на следующие виды:
1. По форме – на писаные и неписаные.
Писаные,– содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в порядке, установленном исключительно для конституций и имеющие соответствующую письменную форму (таких конституций большинство).
Неписаные – такие конституции, важнейшая составная часть которых не отражена в официальных источниках, в результате чего они в целом носят «дисперсный» характер и их нормы рассеяны по различным источникам (например, Конституция Великобритании). В Великобритании действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, т.е. актов, исходящих от парламента. Наиболее важными из них являются: Великая хартия вольностей 1215 г., «Хабеас корпус акт» 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Статус монарха (закон о престолонаследии 1701 г.), Акт о гражданстве 1981 г., Акт о местном самоуправлении 2000 г., а также нормы общего права и конституционные обычаи.
2. По структуре: кодифицированные и некодифицированные.
Кодифицированные, – охватывающие в виде единого акта значительную часть отношений, традиционно составляющих предмет конституционного регулирования (характерны для большинства государств).
Некодифицированные – конституционные нормы, содержащиеся в актах, не сведенных в единую систему (Великобритания, Израиль, Швеция). К примеру, Конституция Швеции включает три акта: Форму правления, Акт о престолонаследии и Акт о свободе печати.
3. По субъектам принятия: октроированные, договорные, народные.
Октроирование- дарение конституции монархом (конституции Японии 1889 г., Марокко 1911 г., Катара, Кувейта, ОАЭ, Малайзии, Непала, Иордании) или метрополиями колониям (Канада, Австралия). Таким способом принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива, когда метрополии-монархии (такие как Великобритания, Голландия и др.) дарили своим освобождающимся колониям так называемые «колониальные конституции».
Договорные конституции принимаются путем соглашения между несколькими субъектами (монархом и парламентом; объединяющимися в федерацию государствами). Это, например, английские конституционные акты XVII в. (Конституция Кипра 1960 г.).
Народные, принимаются либо непосредственно избирательным корпусом, либо его выборными органами.
Большинство конституций в современном мире принимаются парламентами, т. е. высшими законодательными органами. Например, конституции многих стран-участниц СНГ - бывших союзных советских республик (Конституция Кыргызской Республики 1993 г., Конституция Республики Молдова 1994 г., Конституция Туркменистана 1992 г., Конституция Украины 1996 г.).
Обычно парламенты принимают конституцию квалифицированным большинством, т. е. 2/3 от общего числа членов парламента (иногда 3/5, 3/4).
При принятии конституции иногда применяется двойной вотум, когда конституция или поправки к ней принимаются двумя голосованиями. Различается простой двойной вотум и сложный двойной вотум. Простой двойной вотум – осуществление двух голосований в рамках одной сессии либо в рамках одного состава парламента (например, для принятия поправки к Конституции Украины 1996 г. необходимо утвердить ее абсолютным большинством голосов в рамках одной сессии, а затем квалифицированным большинством (в 2/3 голосов) – в течение следующей сессии). Сложный двойной вотум – проведение первого голосования одним составом парламента, а следующего – другим. Такой порядок существует в Швеции. В некоторых странах (Бельгии, Голландии, Испании) при принятии конституции или внесении серьезных поправок парламент специально переизбирается и затем новым составом принимает конституцию. Известен также порядок (США, ФРГ), когда конституция (поправка) принимается не только парламентом страны, но и парламентами большинства субъектов федерации (путем ратификации).
В ряде государств конституции принимаются путем проведения референдумов. Таким образом принимались конституции Франции, Филиппин, Кубы. На референдуме были утверждены также Конституции Греции 1975 г. и Испании 1978 г. Особенностью Конституции Испании является то, что она восстановила монархическую форму правления и поэтому дополнительно была еще подписана королем – и только после этого вступила в действие. Референдумом принимались также конституции большинства бывших советских республик: Белоруссии (1996 г.), Казахстана (1995 г.), Армении (1995 г.), Грузии (1995 г), Азербайджана (1995 г.), Литвы (1992 г.), Эстонии (1992 г.).
В некоторых государствах (например, в Румынии) совмещаются оба способа: конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме. В отдельных государствах конституции принимаются учредительным собранием как особым органом, специально избираемым для принятия конституции. Так были приняты Конституция США 1787 г. и Основной закон ФРГ 1949г. Учредительные собрания были образованы для разработки Конституции Италии 1947 г., Конституции Португалии 1978 г. Конституция Франции 1946 г. (IV Республики) была разработана учредительным собранием и одобрена всенародным голосованием. В Австралии в 1958 г. В этих целях был образован специальный консультативный орган, в Финляндии – конституционные комиссии, Великое народное собрание – в Болгарии. Среди бывших советских республик единственной конституцией, принятой учредительным собранием, является Конституция Латвийской Республики 1922 г. Действие этой конституции было восстановлено после обретения Латвией независимости в 1991 г.
4. По процедуре принятия и изменения: гибкие, жесткие и смешанные.
Гибкие изменяются в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания и некоторые ее бывшие колонии, Новая Зеландия, Израиль, Монако, Саудовская Аравия).
Жесткие конституции изменяются в усложненном порядке по сравнению с обычными законами, например: конституции ФРГ, Италии, Испании, США, России.
Конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остаются неизменными со времени принятия (Конституция Японии 1947 г., Конституция Дании 1953 г.).
При смешанной процедуре принятия конституций часть положений изменяется гибким способом, а часть – жестким (например, Конституция Индии 1950 г., Конституция Бразилии 1967 г.).
Структура конституций
Изучение конституций зарубежных стран позволяет выделить в их структуре следующие составные части: 1) преамбула (в ней могут излагаться цели конституции, исторические условия ее создания, иногда провозглашаются права и свободы либо устанавливаются руководящие начала государственной политики); 2) основная часть (включаются нормы об основах общественного строя, правах и свободах граждан, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения и дополнения конституции); 3) заключительные положения (устанавливают порядок вступления новой конституции в силу); 4) переходные положения (определяются сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, порядок замены прежних конституционных норм и институтов).
Преамбула не носит нормативного характера, т. е.не содержит конкретных юридических норм. Исключение – преамбула Конституции Франции. Ст. 1 Конституции Франции 1958 г. (самая важная статья – «Конституция вкратце») помещена в преамбулу.
Основная часть – текст конституции.Обычно он разбит на главы (части, разделы) и статьи, имеющие нумерацию. Каждая глава регулирует определенную сферу общественных отношений (например, права человека, устройство государства), а статья содержит конкретные нормы.
В современных конституциях сначала идет регулирование основ конституционного строя, затем – прав и свобод человека и далее – устройства государства и системы государственных органов. В основной части конституции закрепляются и иные положения (например, об избирательной системе, об обороне и т. п.). В Конституции США первоначально не было норм, посвященных правовому статусу граждан. Позднее (в 1791 г.) был принят Билль о правах человека. Интересно, что Латвия Декларацией от 4 мая 1990 г. частично, а 6 июля 1992 г. полностью восстановила действие Конституции от 7 ноября 1922 г., в которой вначале также не было статей, касающихся прав и свобод граждан. Позднее Конституция Латвии была дополнена соответствующими нормами.
Некоторые конституции являются незначительными по объему. Например, Конституция США содержит 7 статей (разделов), Конституция Монголии – 70 статей. Другие конституции, наоборот, весьма объемные. Например, Конституция Индии (около 450 статей), Конституция Бразилии (около 315 статей), Конституция Португалии (около 300 статей), Конституция Мексики (около 100 статей, при этом каждая содержит внутри еще по 5–10 статей).
Заключительные и переходные положенияобеспечивают преемственностьмежду старой и новой конституциями.