Тема 3.2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
I. Задания для самостоятельной работы
1. Правительство одного из субъектов РФ обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности п. 1 ч. 3 ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ в части необходимости согласования структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования. В запросе в частности указывалось, что определение структуры органов исполнительной власти субъектов РФ не отнесено Конституцией РФ ни к предметам ведения Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения, а значит в силу ст. 73 Конституции, а также на основании ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно определяют структуру своих органов исполнительной власти.
Дайте юридический анализ дела и его возможный вариант разрешения.
2. Сделайте сравнительно-правовой анализ статуса современных субъектов РФ и союзных республик в составе Союза ССР.
3. Мировой судья К. И. Овчаров привлек к административной ответственности В. Ю. Козубова за мойку автомобиля в неположенном месте по ст. 18 Областного закона от 14.06.05 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» («мойка транспортных средств вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»). В. Ю. Козубов обжаловал решение мирового судьи в районный суд и указал, что областной закон об административной ответственности не распространяется на его действия, поскольку он мыл свою машину на отмели реки Исеть, которая являясь частью внутренних вод, в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ не входит в состав территории субъектов РФ.
Дайте юридический анализ дела и его возможный вариант разрешения.
4. Прокурор Республики Калмыкия предъявил в Арбитражный суд Республики Калмыкия иск к администрации Лиманского района Астраханской области и главе крестьянского фермерского хозяйства «Муцаев Р. Т.» о признании недействительным договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29.06.98 г., заключенного между ответчиками. Истец, предъявляя иск, исходил из того, что администрация Лиманского района Астраханской области не обладает полномочиями на сдачу в аренду спорных земель, так как они являются территорией Черноземельского района Республики Калмыкия. По мнению истца, земельный участок площадью 1135 га, предоставленный крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Муцаев Р. Т.», ранее входил в состав земель, переданных хозяйствам Астраханской области на основании постановлений Совета Министров СССР от 05.12.49 № 5511 «О мерах по улучшению использования зимних пастбищ Госфонда «Черные земли» в Астраханской области и Кизлярских пастбищ Госфонда в Грозненской области», от 28.05.54 № 1023 «О закреплении за колхозами зимних пастбищ Госфонда «Черные земли» и Кизлярских пастбищ». В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.57 г. в составе Ставропольского края была образована Калмыцкая автономная область. В состав Калмыцкой автономной области из Астраханской области включены западная часть Никольского и Енотаевского районов, Придорожный сельский Совет Приволжского района, западная часть Лиманского района, восточная граница которого установлена по линии железной дороги Астрахань – Махачкала (на участке станции Басинская и разъезда № 8).
Таким образом, истец полагает, что переданный в аренду крестьянскому хозяйству «Муцаев Р. Т.» земельный участок был включен в состав Калмыцкой автономной области.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.57 г. часть территории Астраханской области включается в состав Калмыцкой автономной области. Согласно п. 2 названного Указа исполкомам Ставропольского края, Астраханской области поручалось представить на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР описание границы смежных территорий с Калмыцкой автономной областью.
В силу ст. 19 Конституции РСФСР (1937 г.), действовавшей в то время, утверждение границ входило в компетенцию органов государственной власти и управления РСФСР. Однако с 1957 года в установленном порядке не утверждено описание границ смежных территорий.
Дайте юридический анализ дела и его возможный вариант разрешения.
5. На состоявшейся в Биробиджане сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса Еврейской автономной области и превращения ее в республику. Акт провозглашения республики был неоднозначно воспринят жителями области. Сессии представительных органов двух крупнейших районов – Ленинского и Смидовичского – приняли решение категорически воспрепятствовать претворению декларации в жизнь.
Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.
6. Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение о выходе из состава Тюменской области и о непосредственном вхождении в состав Российской Федерации. В обоснование своего решения депутаты сослались на ст. 5 Конституции РФ, фиксирующую равноправие всех субъектов, а также на решение Конституционного Суда по «чукотскому» делу. В этом решении суд, как известно, признал конституционным Закон РФ от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации», в том числе и потому, что округ не изменил своего статуса и не вышел из состава России.
Правомерно ли решение Думы ЯНАО? Чем руководствовался Чукотский автономный округ, принимая решение о непосредственном вхождении в Россию? Сохраняет ли для округов такую возможность современная Конституция РФ? Дайте анализ решения Конституционного Суда по делу о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ.
7. В Правительство Ростовской области поступило письменное заявление от граждан – владельцев дачных участков, расположенных в пригородной зоне г. Ростова-на-Дону. В заявлении содержалась просьба зарегистрировать поселок, состоящий из их дачных домов садового кооператива, в качестве пригородного поселка, так как часть владельцев дачных домов постоянно проживает в них, а общее число владельцев дачных участков превышает одну тысячу человек. Правомерны ли просьбы граждан? Кто осуществляет учет и ведет реестр населенных пунктов Ростовской области?
8. Областное Законодательное собрание приняло закон, в соответствии с которым часть земель, отведенных для промышленного предприятия закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) передавалась сопредельному муниципальному образованию в целях их использования для сельскохозяйственных нужд. В связи с этим данный закон изменял также границы ЗАТО. Прокурор области опротестовал областной закон, утверждая, что последний противоречит федеральному законодательству.
Какие законы устанавливают правовое положение ЗАТО? Обоснованна ли позиция прокурора?
9. Конституция РФ устанавливает принцип равноправия субъектов РФ (ст. 5, др.). Как детализируется этот принцип в постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 1 и п. 4 ст. 3 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации»? Источник: Постановление от 15 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3543. Какие еще проблемы российского федерализма анализируются в названном Постановлении?
II.План семинарского занятия
1. Особенности конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.
2. Конституции республик о государственно-правовом статусе республики.
3. Предметы ведения республики, отношения республики с Российской Федерацией.
4. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.
5. Конституционно-правовой статус автономной области, автономных округов.
6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
|
Занятие 1.
1. Статус субъектов РФ: понятие и виды.
2. Территория и границы субъектов РФ.
3. Классификация субъектов РФ: критерии (система) и юридическое значение.
4. Особенности отдельных видов субъектов РФ.
5. Сложносоставные (сложноустроенные) субъекты РФ.
Занятие 2.
1. Территориальное устройство субъектов РФ.
2. Правовой статус закрытых административно-территориальных образований.
3. Изменение территориального устройства субъектов РФ.
4. Государственная символика субъектов РФ (флаг, герб, гимн).
5. Государственный язык республик, столицы и административные центры субъектов РФ.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Россия по форме государственного устройства является федеративным государством (ст.1 ч.1 Конституции России). Федерация в России имеет несколько особенностей: самое большое число субъектов, перечень которых приведен в ст. 65 Конституции России. При этом 6 видов субъектов федерации (республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения). Федерация имеет конституционную, а не договорную природу (возникла на основе Конституции); В России есть т. н. «сложносоставные» субъекты (в состав некоторых краев и областей входят автономные округа). Тенденцией развития федеративных отношений является сокращение числа подобных субъектов за счет слияния, объединения субъектов федерации, например, Пермский край, возникший в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Определенная «ассиметричность» федерации. Конституция провозглашает равноправие субъектов федерации (ст.5 ч.1, 4). Однако Конституция закрепила некоторые отличия в статусе республик и иных субъектов федерации (республика именуется «государством» (ст.5 ч.2 Конституции России). Акт высшей юридической силы в системе законодательства субъекта федерации в республике называется Конституция, в остальных субъектах федерации – Устав (ст. 5 ч. 2 Конституции), при этом Устав субъекта может быть принят только законодательным органом государственной власти субъекта федерации (ст. 66 Конституции России), а Конституция республики – может приниматься и на референдуме субъекта федерации (Конституция России не регулирует порядок принятия Конституции субъекта федерации); республики, в отличие от других субъектов федерации, могут устанавливать свой государственный язык, употребляемый наряду с русским языком (ст. 68 Конституции России);
Условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации определяет федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. Следует помнить, что новый субъект федерации в России может появиться только в результате присоединения к России иностранного государства или его части, а также в результате объединения уже существующих субъектов федерации, граничащих между собой. В первом случае должен быть заключен международный договор с иностранным государством, входящим в состав России, во втором - должны быть проведены референдумы в каждом из объединяющихся субъектов федерации. Принятие в состав России и образование нового субъекта оформляется федеральным конституционным законом.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации производится в Конституции России в ст. 71, 72, 73. Выделяется три сферы предметов ведения: предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71), предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) и предметы ведения самого субъекта федерации (ст.73). Предметы ведения субъектов федерации определяются по т. н. «принципу остаточной компетенции»: те вопросы, что не вошли в перечни, приведенные в ст.71 и 72 Конституции России, следует считать относящимися к ведению субъектов федерации. Если нормативно-правовой акт субъекта федерации принят по вопросам ведения Российской Федерации или вопросам совместного ведения, он не может противоречить федеральным законам (ст. 76 ч. 5 Конституции России). Если нормативный акт субъекта принят по вопросам ведения самого субъекта, то он имеет приоритет по отношению к актам федеральных органов государственной власти (ст. 76 ч.6 Конституции России).
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст// Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.
2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17 дек. 2001г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001.- №52 ч.1. - Ст.4916.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
4. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон от 4 янв. 1999г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 2. - Ст. 231.
5. О национально-культурной автономии: федер. закон от 17 июня 1996 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. - Ст. 2965.
Акты судебных органов
1. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1997 года //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 29. - Ст. 3581.
2. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 янв. 1998 года по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1998. - №3. - Ст. 429.
3. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - №25. - Ст. 2728.
4. По запросу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания, и Республики Татарстан: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 29. - Ст. 3117.
Основная литература
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.
2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.
3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.
Дополнительная литература
1. Аничкин, Е.С. «Преобразование» конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции//Российская юстиция. - 2010. - № 2.
2. Артамонов, А.Н. Новые формы российской государственности: задачи, решения, перспективы (насущная необходимость внедрения федерального кодекса, регламентирующего все отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, крайне назрела)//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9.
3. Брежнев, О.В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7.
4. Жадан, А.В. К вопросу о конституционно-правовом институте совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23.
5. Железнов, Б.Л. Рецензия на книгу М.Х. Фарукшина, А.М. Фарукшина «Современные федерации и их субъекты: сравнительное исследование»//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.
6. Коломейцева, Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.
7. Кульчевский, В.В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.
8. Максуров, А.А. Проблемы закрепления координационных норм в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 22.
9. Мещерякова, М.А. Правовые основы регламентации взаимодействия субъектов Российской Федерации//Журнал российского права. - 2010. - № 9.
10. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты (на примере штата Массачусетс)//Юридический мир. - 2010. - № 11.
11. Попова, Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации как необходимое условие государственного строительства в регионах//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8.
12. Потапов, М.Г. Субъект федерации - государство?//Право и политика. - 2010. - № 2.
13. Спрыгина, О.Р. Образование нового субъекта Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования//Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 10.
14. Тихомирова, Л.А. Правовые формы регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям//Российская юстиция. - 2010. - № 12.
15. Чертков, А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица//Журнал российского права. - 2011. - № 1.
16. Юсубов, Э.С. Модернизация федеративных отношений и субъекты Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Пункт «о» ст. 72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносится это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?
2. Что означает конституционная характеристика республик в составе России как государств (ч. 2 ст. 5)?
3. Что отличает статус субъекта федерации от статуса иных внутренних для государства территорий?
4. Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?
5. Современные республики в составе России ранее именовались автономными республиками. Изменился ли их сущностный статус в связи с утратой ими признака автономности?
6. Как вы понимаете термины «бюджетный федерализм», «экономический федерализм»?
7. Вправе ли Свердловская область принять собственный закон о гражданстве?
8. Одинаково ли правовое положение краев и областей?
9. Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?