Раздел (модуль) 3. федеративное устройство российской федерации
Тема 3.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
I. Задания для самостоятельной работы
1.Составьте сравнительную таблицу признаков федеративной и унитарной форм государственного устройства.
2. Письменно (по желанию в табличной форме) проанализируйте Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного Государства» (СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.) на предмет выявления федеративных и конфедеративных признаков.
3. Опишите наилучшую (идеальную), по вашему мнению, форму государственного устройства (в т. ч. ее конкретный вид) с позиции интересов граждан государства.
4. Подготовьте для контрольной работы по данной теме тестовое задание, состоящее из 10 вопросов, каждый из которых имеет по 4 ответа. На отдельном листе составьте для себя ключ правильных ответов.
5. Письменно соотнесите между собой следующие категории: федерация – федерализм – территория; автономия – государственное устройство – унитаризм; право на самоопределение – суверенитет – народовластие; децентрализация – федерация – местное самоуправление.
Составьте схему, представив в ней все эти категории. Дайте краткое пояснение к своей схеме.
6. Вам предстоит провести урок в 10 классе средней школы по теме «Государственное устройство». Подготовьте письменно план урока.
7. Найдите и законспектируйте любую журнальную статью по федеративной проблематике, не указанную в перечне литературных источников по данной теме.
8. Каковы, на ваш взгляд, перспективы федерализма в России?
II. План семинарского занятия
1. Федеративное устройство России как конституционно-правовой институт.
2. Понятие и формы государственного устройства.
3. Понятие федерации. Исторические этапы российского федерализма.
4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
5. Территория Российской Федерации.
6. Государственный язык.
7. Таможенная, денежная и налоговая системы.
8. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
9. Предметы ведения Российской Федерации.
10. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
11. Государственные символы.
|
Очная форма обучения
Занятие 1.
1. Федеративное устройство России как конституционно-правовой институт.
2. Понятие и формы государственного устройства.
3. Понятие федерации. Исторические этапы российского федерализма.
4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
5. Конституционно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства.
6. Состав субъектов Российской Федерации.
7. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.
8. Территория Российской Федерации.
Занятие 2.
1. Государственный язык.
2. Таможенная, денежная и налоговая системы.
3. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
4. Правовая система Российской Федерации.
5. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации.
6. Участие в межгосударственных объединениях.
7. Государственные символы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Приступая к изучению этой темы, необходимо вспомнить понятие политико-территориального устройства государства, а также разновидности государственного устройства, существующие в современном мире.
Далее важно проанализировать положения Конституции РФ и действующего законодательства, закрепляющие государственное устройство РФ. Конституционные нормы (ст.ст. 1,4, 5, гл. 3) закрепляют федеративную форму государственного устройства России. Кроме конституционных норм государственное устройство закрепляется также в нормах конституций республик, уставах субъектов РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., законах РФ о правовом статусе автономной области, автономных округов и других нормативных актах. Они определяют Российскую Федерацию, как независимое суверенное государство, полноправный субъект мирового сообщества, и указывают, что завершен определенный этап реформирования государственного устройства, качественно изменились взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами, определена типология субъектов, уровни перераспределения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.
Полнее изучить территориальное устройство РФ поможет обращение к истории вопроса. Возникшая в результате Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она занимала территорию дореволюционной России. Однако многонациональный состав населения России, усиление национально-освободительного движения, возникшего еще до революции, провозглашенный принцип права наций на самоопределение привели к изменению государственного устройства России. В конце 1917 г. Финляндия стала независимым государством. В декабре 1917 г. была провозглашена независимая Украинская Советская Республика. Одновременно шел процесс усложнения формы государственного единства самой Российской Советской Республики, превращения ее в федеративное государство. Официально это было сделано на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г.
Изучив рекомендованную литературу, студент увидит, как менялось с 1918 по 1991 г. государственное устройство России, и поймет, в чем особенность российского федерализма.
Следует определить особенности правового статуса Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определить состав РФ.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст//Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.
2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17 дек. 2001г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. - №52 ч.1. - Ст.4916.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
4. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон от 4 янв. 1999г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 2. - Ст. 231.
5. О национально-культурной автономии: федер. закон от 17 июня 1996 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. - Ст. 2965.
6. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федер. закон от 30 апр. 1999г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 18. - Ст. 2208.
7. О наименованиях географических объектов: федер. закон от 18 дек. 1997 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51. - Ст. 5718.
8. О закрытом административно-территориальном образовании: закон Российской Федерации от14 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - №33. - Ст.1915; Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 49. - Ст. 5503.
Акты судебных органов
1. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1997 года //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 29. - Ст. 3581.
2. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 янв. 1998 года //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1998. - №3. - Ст. 429.
3. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - №25. - Ст. 2728.
4. По запросу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания, и Республики Татарстан: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 29. - Ст. 3117.
Основная литература
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.
2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.
3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.
Дополнительная литература
1. Аничкин, Е.С. «Преобразование» конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции//Российская юстиция. - 2010. - № 2.
2. Артамонов, А.Н. Новые формы российской государственности: задачи, решения, перспективы (насущная необходимость внедрения федерального кодекса, регламентирующего все отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, крайне назрела)//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9.
3. Брежнев, О.В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7.
4. Жадан, А.В. К вопросу о конституционно-правовом институте совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23.
5. Коломейцева, Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.
6. Кульчевский, В.В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.
7. Максуров, А.А. Проблемы закрепления координационных норм в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 22.
8. Мещерякова, М.А. Правовые основы регламентации взаимодействия субъектов Российской Федерации//Журнал российского права. - 2010. - № 9.
9. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты (на примере штата Массачусетс)//Юридический мир. - 2010. - № 11.
10. Потапов, М.Г. Субъект федерации - государство?//Право и политика. - 2010. - № 2.
11. Чертков, А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица//Журнал российского права. - 2011. - № 1.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Россия – федерация договорная или конституционная?
2. Россия более органична в качестве симметричной или асимметричной федерации?
3. Оцените идею построения России как чисто территориальной федерации?
4. Как соотносятся законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по их юридической силе?
5. Каковы полномочия России в международных делах?
6. Каково назначение государственных символов?
7. Какие принципы положены в основу формирования субъектов федерации в России? Проанализируйте историю вопроса.
8. Как соотносятся между собой ч. 1, 2, 5 ст. 5 Конституции РФ?
9. Можно ли рассматривать местное самоуправление в качестве элемента федеративного устройства?
10. Какова природа договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов?
11. Могут ли заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между законодательными органами федерации и ее субъектов, а также судебными и прокурорскими органами?
12. Вправе ли субъекты федерации принимать кодексы об административных правонарушениях, трудовые кодексы и после введения их в действие прекращать на своей территории действие соответствующих общероссийских кодексов?
13. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формула?
14. Субъекты федерации составляют федерацию или состоят в ней?