Тема 5. Брачный договор в российском и зарубежном праве.
Правовое регулирование имущественных отношений супругов по КЗАГС РСФСР 1918 г., КЗоБСО РСФСР 1926 г., КоБС РСФСР 1969 г. и СК РФ. Субъектный состав, форма и содержание брачного договора. Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора и гарантии прав кредитора супруга-должника. Проблема определения правовой природы брачного договора в российском праве. Соотношение брачного договора и соглашения о разделе имущества супругов; брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание супруга (бывшего супруга). Брачный договор по законодательству Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии и США; Украины Республики Беларусь, Казахстана и т.д.
Тема 6. Проблемные вопросы установления происхождения детей.
Эволюция закрепления правового положения детей, рожденных в браке и вне брака. Установление и оспаривание происхождения детей по СК РФ, в том числе рожденных с применением новых биомедицинских технологий. Проблема биологического и социального отцовства и материнства в России и за рубежом.
Тема 7. Презумпции, фикции и фиктивные правоотношения в семейном праве.
Понятие, значение и классификация правовых презумпций. Соотношение презумпций, преюдиций и гипотез в праве. Презумпции в семейном праве. Фикции в семейном праве. Фиктивные правоотношения в семейном праве. Проблема привлечения к юридической ответственности субъектов фиктивных правоотношений.
Тема 8. Проблемы определения и закрепления понятия семьи в праве. Семейные и несемейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемная семья, патронатное воспитание, детский дом семейного типа и иные воспитательные, образовательные, лечебные учреждения.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей. Понятие и значение усыновления. Обеспечение тайны усыновления. Юридические последствия усыновления. Прекращение усыновления. Отмена усыновления. Правовые вопросы международного усыновления.
Понятие и значение опеки и попечительства. Организация опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей. Прекращение опеки и попечительства. Договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных началах. Передача детей (ребенка) на воспитание в приемную семью или в патронатную семью (на патронатное воспитание).
Детский дом семейного типа и иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 9. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства.
Основание применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом. Регулирование семейных отношений между гражданами государств – членов СНГ.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Проблема определения места семейного права в системе российского права
1. Предмет семейного права.
2. Семья: определение понятия семьи в семейном праве.
3. Метод семейного права.
4. Семейное право как самостоятельная отрасль права.
5. Семейное право как частное право. Соотношение семейного и гражданского права.
6. Семейное право как наука.
7. Понятие и формы выражения правового принципа.
8. Воздействие принципов семейного права на специфику правового регулирования семейных отношений.
9. Классификация принципов семейного права.
10. Принципы семейного права, обеспечивающие права и интересы несовершеннолетних детей.
11. Принципы семейного права, обеспечивающие личные неимущественные и имущественные права и интересы супругов и других членов семьи.
12. Проблема гендерного неравенства в семейном праве России.
13. Значение принципов семейного права для правоприменительной практики. Аналогия закона и аналогия права в семейном праве.
Тема 2. Проблемы определения структуры семейного правоотношения.
1. Субъекты семейных правоотношений.
2. Проблема определения объекта семейного правоотношения.
3. Содержание семейного правоотношения.
4. Виды семейных правоотношений.
5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений: понятие, особенности классификации.
6. Фактические составы.
7. Родство и свойство, их юридическое значение.
Тема 3. Проблема определения правовой природы брака.
1. Брак: понятие и значение в российском и зарубежном праве.
2. Условия вступления в брак в российском и зарубежном праве.
3. Порядок заключения брака и значение государственной регистрации заключения брака.
4. Теории, объясняющие правовую природу брака, в российском и зарубежном праве.
5. Сущность теории «брак – мистическое таинство».
6. Сущность теории «брак – институт особого рода».
7. Сущность теории «брак – договор».
8. Фактические брачные отношения и их правовое значение.
9. Однополые союзы в российском и зарубежном праве.
10. Полигамные союзы.
11. Моногамные союзы.
12. Иные формы брачно-семейных отношений.
Тема 4. Проблема определения понятия семьи в праве. Семейные и несемейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Понятие и значение семьи в социологии.
2. Основные функции семьи и проблемы их реализации в современном обществе.
3. Тенденции и основные направления демографической политики государств (ограничительная и стимулирующая политика на примере Китая, Швеции, России, т.д.)
4. Понятие семьи, члена семьи и бывшего члена семьи в праве.
5. Международно-правовые и конституционные предпосылки охраны семьи.
6. Государственные меры, направленные на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
7. Семейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Несемейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. (ст.20) дети, которые временно или постоянно лишены семейного окружения либо не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.
В Российской Федерации проводится соответствующая политика по отношению к детям, лишенным возможности воспитываться и жить в семье вместе со своими родителями, функционирует государственная система поддержки и защиты таких детей, их прав и охраняемых законом интересов. Меры государственной поддержки реализуются через деятельность всех ветвей и уровней государственной власти. Особую значимость среди законов, направленных на защиту детей, имеет Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[2].
В осуществлении государственной политики защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают участие и органы государственной власти субъектов РФ, которые в рамках собственных бюджетов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране прав детей в соответствии с возможностями и потребностями регионов: обеспечивают создание государственных учреждений и центров для воспитания и содержания детей, поддерживают негосударственные центры по социальной адаптации и реабилитации детей на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.
Определяя круг детей, оставшихся без попечения родителей, следует учитывать, что ребенком считается человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.
Необходимо выяснить, что следует понимать под «утратой родительского попечения», поскольку законодательное определение этого термина отсутствует. Утрата родительского попечения имеет место, как вследствие смерти родителей, так и когда родители не осуществляют должной заботы о ребенке (по каким-либо причинам не выполняют надлежащим образом своих обязанностей по отношению к нему) – такое толкование вытекает из анализа содержания статьи 121 СК РФ «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», которая относит к этой категории детей и детей-сирот, и детей, родители которых уклоняются от их воспитания, отказываются взять детей из различных детских учреждений, длительно отсутствуют, лишены родительских прав, и детей, оставшихся без родительского попечения в других случаях, например, признания родителя в судебном порядке недееспособным.
Факт утраты ребенком родительского попечения имеет юридическое значение и влечет за собой определенные правовые последствия. С этого времени начинает работать механизм государственной защиты ребенка и охраны его прав в крайне неблагоприятной для него ситуации, которая не только исключает возможность его нормального воспитания, образования, но нередко создает прямую угрозу его здоровью и даже жизни.
Ключевое место в государственном механизме занимает деятельность органов опеки и попечительства. Эти органы в соответствии со ст. 121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ относятся к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ч.2 п.2 ст.121 СК РФ основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются: 1) выявление таких детей; 2) ведение их учета; 3) выбор формы устройства таких детей; 4) последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, обычно осуществляется по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохранения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные органы (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, рождения детей и др.
На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит на гражданах, которым стала известна подобная информация (п.1 ст.122 СК РФ).
Органы опеки и попечительства обязаны проверить полученные сведения: в течение трех дней должны провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, других родственников подтверждается, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (п.1 ст.122 СК РФ).
До устройства ребенка на воспитание в семью или организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства временно выполняют обязанности опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК РФ), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закрепление за ним занимаемой жилой площади и др.).
Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государственный банк данных. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (п.3 ст. 122 СК). В настоящее время порядок учета детей устанавливается ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[3].
В организации централизованного учета принимают участие не только муниципальные органы опеки и попечительства на территории соответствующих образований, но и органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство образования и науки РФ.
Учет осуществляется поэтапно: 1) первичный учет (ведется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей); 2) региональный учет (ведет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации); 3) федеральный учет (ведется Министерством образования и науки РФ).
Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей определены в Семейном кодексе РФ, – это либо передача ребенка на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, патронатную семью), либо устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейные формы воспитания в соответствии с СК РФ являются приоритетными, поскольку в условиях семьи в большей степени могут быть развиты и реализованы индивидуальные личностные качества детей. Семья является универсальным и общепризнанным средством передачи культуры от одного поколения к другому.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ч.3 п.1 ст.123 СК).
Будучи переданными на воспитание в семью или в детское учреждение, дети, оставшиеся без попечения родителей, не теряют своего статуса и сохраняют права, возникшие в связи с утратой родительского попечения.
На территории России не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате его возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, этот факт можно отнести и к правопрекращающим, так как прекращается правовая связь между усыновленным и его кровными родителями и другими родственниками. Семейный кодекс РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления. Согласно ст.124 СК РФ усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Если раньше усыновление осуществлялось в административном порядке по решению местных органов власти, то в настоящее время предусмотрен судебный порядок. Как следует из п.1 ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления произ-водится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Особое внимание рекомендуется обратить на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[4].
Задачи
Задача 1.
Супруги Панины взяли в детском доме ребенка и усыновили его. Позже выяснилось, что ребенка сдала в детский дом мать, от которой не поступало заявление о согласии на усыновление, и которая не давала такого согласия при определении ребенка в детский дом. Впоследствии от матери не поступало никаких известий в течение шести лет.
Законно ли такое усыновление?
Задача 2.
В юридическую консультацию обратились супруги Фещенко. Они сообщили, что их сын Алексей год назад трагически погиб. Его жена, забрав с собой пятилетнюю дочку, переехала в другой город и вновь вышла замуж. Ее новый муж удочерил девочку. Фещенко очень скучают по внучке и хотели бы ее навестить. Но не знают, имеют ли право требовать встреч со своей внучкой.
Что можно посоветовать супругам Фещенко?
Задача 3.
Зайцева просила разрешить усыновление ее семилетнего сына Олега ее новым мужем Серегиным без согласия отца мальчика Ткачука. Свою просьбу она мотивировала тем, что Ткачук женился во второй раз, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем был ограничен в дееспособности. Кроме того, участия в воспитании и содержании сына не принимает.
Подлежит ли удовлетворению просьба Зайцевой?
Задача 4.
Сидоров обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил отменить удочерение в отношении пятилетней Олеси Климовой. Свои требования он мотивировал тем, что удочерение носило чисто формальный характер. Он женился на матери Олеси, которая была рождена в незарегистрированном браке. Через месяц после регистрации брака он удочерил ребенка, которого никогда не видел, поскольку девочка постоянно жила с бабушкой. Через год Сидоров обратился в суд с иском, в котором просил расторгнуть брак и одновременно отменить удочерение.
Должен ли быть удовлетворен иск Сидорова?
Задача 5.
Родители десятилетнего Вити Попова погибли в автокатастрофе. Его дальний родственник Пашкин обратился в орган опеки и попечительства с просьбой о назначении его опекуном. При рассмотрении его просьбы выяснилось, что Пашкин ранее судим и несколько лет тому назад болел туберкулезом.
Подлежит ли удовлетворению просьба Пашкина?
Изменится ли решение, если выяснится, что Пашкин болен раком?
Задача 6.
Газов был назначен опекуном десятилетнего Саши Мишина. Спустя два года Газов заболел и получил инвалидность, в связи с чем исполнение опекунских обязанностей стало для него затруднительным. Поэтому он обратился в орган опеки и попечительства с просьбой освободить его от обязанностей опекуна.
Подлежит ли просьба Газова удовлетворению?
Задача 7.
В юридическую консультацию обратился Колобов. Он представил документы, подтверждающие его опекунские полномочия в отношении внучатого племянника Андрея Фролова. Колобов пояснил, что он проживал вместе со своим подопечным. Три дня назад он, вернувшись с работы, домой обнаружил, что Андрея нет дома, а на столе лежала записка, из которой следовало, что мальчика забрала к себе Елена Хвостова – тетя Андрея. Мотивировала свой поступок тем, что Колобов плохо воспитывает мальчика.
Может ли Колобов забрать Андрея у Хвостовой? Какие документы подтверждают полномочия Колобова?
Задача 8.
Пушкин Костя 13 лет, находящийся под опекой своего деда, совершил кражу личных вещей Изюмовой на сумму 500 рублей. Вещи он продал, а деньги израсходовал. Потерпевшая Изюмова обратилась в юридическую консультацию за советом, кто и в каком размер должен возместить причиненный ей ущерб.
Какой ответ следует дать Изюмовой?
Задача 9.
Щукин был опекуном малолетнего Гришы Рыжова. Зять Щукина решил продать свой дом и поручил Щукину найти покупателя. Однако никто не соглашался покупать дом за назначенную цену. Тогда Щукин решил сам купить дом по назначенной цене для своего подопечного. Нотариус отказался удостоверить сделку купли-продажи, ссылаясь, на то, что, во-первых, для совершения сделки требуется согласие органа опеки и попечительства, а во-вторых, Щукин не вправе выступать в заключаемой сделке в качестве представителя обеих сторон (малолетнего Гришы и своего зятя).
По мнению Щукина, действия нотариуса неправомерны, поскольку согласие органа опеки и попечительства требуется только для отчуждения имущества подопечного, а не для приобретения имущества для него. Кроме того, основания его представительства различны – закон и договор.
Решите спор.
Задача 10.
Катя Алексеева, родившаяся в 1990 году, после смерти матери воспитывалась бабушкой Николаевой и отцом – Алексеевым В.В. В 1995 году Алексеев вторично женился на Семеновой, а в 1999 году умер. После смерти Алексеева Семенова поселилась отдельно от Николаевой и взяла с собой Катю. Николаева, назначенная опекуном девочки, предъявила Семеновой иск об отобрании девочки и передаче на воспитание ей. Свои требования Николаева мотивировала тем, что Семенова для Кати чужой человек, а она родная бабушка и, кроме того, является опекуном ребенка.
Обследованием, произведенным органом опеки и попечительства было установлено, что Семенова работает учительницей в школе, с девочкой обращается хорошо. Сама Катя зовет ее мамой и не желает от нее уходить. Бабушка имеет преклонный возраст, и обеспечить надлежащий уход за ребенком не сможет.
Какое решение должен вынести суд?
Задача 11.
Освободившись из мест лишения свободы по амнистии в 2001 году, Сидорова обратилась в детский дом об истребовании сына Ромы, в отношении которого два года назад она была лишена родительских прав. В детдоме ей сообщили, что в 2000 году Роман был усыновлен супругами Добрыми. Сидорова предъявила иск об отмене усыновления.
Какое решение вынесет суд?
Задача 12.
Рычков в 1997 году зарегистрировал брак с Лежневой и усыновил ее ребенка. В 1999 году он расторг брак с Лежневой и вступил в новый брак с Микушевой. В 2001 году Лежнева предъявила в суд иск о взыскании алиментов с Рычкова на содержание ребенка. Возражая против иска, Рычков пояснил, что уже платит алименты на двоих детей Пупковой, а с Лежневой никакой связи с момента расторжения с ней брака не поддерживал и, кроме того, у усыновленного им ребенка есть родной отец, получающий более высокий доход, чем он.
Как решить возникший спор?
Задача 13.
В органы загса Дзержинского района г.Перми обратился гражданин Германии Блейхрот К., работающий на строительстве одного из объектов на территории Пермской области, с просьбой оказать ему содействие в усыновлении мальчика в возрасте до 5 лет.
Какие разъяснения должны дать работники загса гражданину Блейхроту?
Допускает ли действующее законодательство усыновление российских детей иностранными гражданами?
Дайте ответ со ссылкой на конкретные правовые нормы. Каков порядок усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства? Какие документы должны быть представлены для установления усыновления?
Задача 14.
Гражданка Львова сообщила в прокуратуру, что в одной из комнат их квартиры проживают 15-летний Коля и 8-летний Вова Зенковы. Их мать воспитанием детей не занимается, пьянствует, а полгода назад куда-то уехала, и место нахождение ее неизвестно. При этом Львова просила назначить ее опекуном оставшихся без надзора детей, пояснив, что 5 лет назад была лишена родительских прав в отношении собственной дочери и, не имея других своих детей, все эти годы заботилась о Коле и Вове Зенковых.
Как решить дело?
Задача 15.
12 февраля 1995 года Андреев решением суда был лишен родительских прав в отношении сына Ивана. Этим же решением суда Андреев был выселен из квартиры. Опекуном Ивана был назначен К.Сергеев.
В декабре 1999 года отец Ивана вернулся из мест лишения свободы и вновь был зарегистрирован по месту жительства по адресу, где проживали его сын с опекуном К.Сергеевым.
Правомерны ли действия администрации района?
Приобретает ли опекун право на жилье подопечного?
Задача 16.
17-летний Олег Смирнов обратился в орган опеки и попечительства с просьбой назначить его опекуном 10-летнего брата Васи. Олег пояснил, что после смерти их единственного родителя (матери) остался жилой дом и другое имущество, и что опекунство ему необходимо для продажи имущества, так как они нуждаются в средствах для переезда в город.
Какое решение должен принять орган опеки и попечительства? Почему?
Задача 17.
Органом опеки и попечительства и супругами Михалевыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Сверчковых. В результате была образована приемная семья. Через два года Михалевы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.
Какое решение может быть принято по заявлению Михалевых? Назовите основания досрочного расторжения договора о приемной семье?
Дополнительные нормативные акты:
1. ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
2. ФЗ от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», ст.3 //СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
3. ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643; Российская газета. 2001. 30 апреля.
5. ФЗ от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
6. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 //СЗ РФ. 1995. № 28. Ст.2693; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. № 36. Ст.4191; 1998. № 14. Ст. 1595.
7. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате, п.25-27. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 //СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. № 36. Ст.4191.
8. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. //СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.
9. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 432 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. 26.07.2010) // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.
10. Форма бланка записи акта об усыновлении и форма бланка свидетельства об усыновлении. Утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст.3359.
11. Форма бланка заявления об усыновлении (удочерении). Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274 //СЗ РФ. 1998. № 45. Ст.5522.
12. Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. № 432 //СЗ РФ. 1999. № 17. Ст.2149.
13. Постановление Правительства РФ от 04.22.2006 № 654 «Об утверждении Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением». //СЗ РФ. 2006. № 46. Ст.4801.
14. Положение об осуществлении финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 822 // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4480.
15. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 //СЗ РФ. 2000. № 49. Ст.4822.
16. Примерное положение о социальном приюте для детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст.4822.
17. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст.4822.
18. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст.1251.
19. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. № 21. Ст.2087.
20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. // БНА РФ. 1996. № 8.
21. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью». Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 1996 г. Регистрационный № 1045 //Российские вести. 1996. 24 апреля.
22. Закон Пермского края от 10.12.2008 № 353-ПК «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае» // РГ. № 260. 19.12.2008.
23. Закон Пермской области от 5 июня 1997 г. № 771-112 (в ред. от 12 мая 2000 г. № 934-141) «О приемной семье» //СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу)
24. Закон Пермской области от 7 августа 1997 г. № 813-120 «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области»// СПС «КонсультантПлюс»
25. Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. № 1129-164 «О патронатном воспитании» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу)