Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, виды. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Понятие федерализма означает государственный принцип, основанный на признании федеративного устройства страны как наиболее предпочтительного, а также стремление объединить несколько государств в одно, либо превратить существующее унитарное государство в федеративное.
Признаки федерации:
1. Наличие составных частей – республик, штатов, эмиратов, кантонов, земель и т.д.
2. Отношения между федерацией и ее субъектами регулируются федеральной конституцией.
3. Внешнеполитическую деятельность ведут федеральные органы власти от лица всех субъектов.
4. Двухпалатная структура федерального парламента – одна является органом федерального правительства, другая представляет интересы субъектов федерации (это обязательный признак федеративного государства).
5. Субъекты федерации могут издавать свою собственную конституцию, указы и другие нормативно-правовые акты, которые будут легальны на их территории наравне с федеральной конституцией и федеральными законами.
6. Субъекты федерации могут иметь свой флаг, герб, гимн и все прочие признаки государства, кроме государственного суверенитета.
7. Субъекты федерации не могут быть независимым субъектом международных отношений.
Виды федераций:
Согласно конституционно-правового статуса субъектов выделяют:
· симметричные федерации – с одинаковым правовым статусом субъектов (США, Германия, Австрия);
· ассиметричные федерации – в России, например, автономные республики и округа, области, края и города федерального значения имеют различный конституционно-правовой статус.
По особенностям формирования:
· территориальные (по географическому признаку, например, США, Германия);
· национальные (по этническому признаку, например, Чехословакия, Югославия);
· комбинированные (содержат черты первых двух – Российская Федерация).
По типу образования:
· конституционные – на базе ранее существовавшего унитарного государства (иногда империи) – Россия, Германия, Бразилия;
· договорные – путем заключения договора между независимыми государствами (США, Швейцария, с определенными оговорками – СССР).
По степени централизации:
· централизованные (Россия, Германия);
· децентрализованные (Швейцария, которая продолжает именовать себя конфедерацией, но по сути уже давно является децентрализованной федерацией).
Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1) Республика имеет свою конституцию и свое зак-во, а край, область, город фед. значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое зак-во. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;(ст. 5 Конституции РФ)
2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос. власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;
3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.
В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию, а также по особенностям конституционно-правового статуса. Выделяются три группы субъектов:
1. Республики;
2. края, области, города федерального значения;
3. автономная область, автономные округа.
Государственная власть делится на три ветви:
1. Законодательная власть - издает законы, регулирующие поведение людей и их объединений;
2. Исполнительная власть - обеспечивает исполнение законов, претворение в жизнь решений законодательной власти;
3. Судебная власть – рассматривает правовые споры.