Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела
Глава 6. Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела
Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства и достижения целей таможенной политики.
Согласно содержанию ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», одним из критериев оценки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Специальная таможенная статистика административных правонарушений в РФ имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.
Деятельность государства по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в его исключительной юрисдикции и является важнейшим средством защиты государственной экономики.
Законодательство России не содержит легальное определение административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию юридической ответственности, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом:
Административная ответственность в области таможенного дела – предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).
Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:
1) Является формой административного принуждения, как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
2) Является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;
3) Является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
4) Находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
5) Реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП РФ (раздел III-V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб государств;
6) Сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
7) Состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний, в виде предупреждения, административного штрафа и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
8) Нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международной перевозки через таможенную границу;
9) В целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза, административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.
Целиприменения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:
ü превентивная(воспитательная) - направлена на предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ)
ü карательная- связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствий морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
ü правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;
ü охранительная – направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства, и достижение целей таможенной политики.
Целью установления и применения мер административной ответственности не является унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1.КоАп РФ).
Необходимо разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности в сфере таможенного дела:
ü Установление административной ответственности – издание государством законов, предусматривающих применение административных наказаний за соответствующие деяния. Формой установления административной ответственности в сфере таможенного дела является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, глава 16 которого содержит 23 статьи, закрепляющие составы конкретных правонарушений в области таможенного дела и наказания за их совершения;
ü Применение административной ответственности – процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил и применения к ним наказаний судами, таможенными органами и их должностными лицами. Формами применения административной ответственности являются индивидуальные акты применения наказаний к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим таможенное правонарушение. Процесс правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируется КоАП РФ (разделы III-V) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами ФТС. Важную роль в области применения административной ответственности играют постановления Конституционного суда РФ, постановления Пленумов ВАС РФ, ВС РФ по таможенным спорам, постановления ЕСПЧ и международные соглашения по вопросам административного сотрудничества и взаимопомощи в области борьбы с таможенными правонарушениями.
Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ): защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В статьях Кодекса об административных правонарушениях частично закреплены основные принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4.); презумпция невиновности (ст. 1.5.); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6.). Иные принципы вытекают из смысла норм Кодекса об административных правонарушениях и являются общими принципами привлечения лиц к юридической ответственности:
· принцип неотвратимости наказания, является важнейшим правовым принципом и нацелен на то, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным;
· принцип ответственности за противоправное деяние, а не за противоправные мысли, то есть, зародившись в сознании лица, противоправные мысли должны быть реализованы и внешне выражены;
· ответственность только за виновное деяние. При отсутствии вины невозможна постановка вопроса о привлечении лица к ответственности (ст.ст. 2.1; 2.2. КоАП РФ);
· никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст.4.1 КоАП РФ);
· принцип двухсубъектной ответственности, закреплен в п.3 ст. 2.1 КоАП РФ и гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо;
· принцип справедливости привлечения к ответственности, указывает на то, что размер применяемого наказания должен соответствовать размеру общественного вреда, причиненного правонарушением;
· принцип оперативности и своевременности привлечения к административной ответственности связан с тем, что законом предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ)
Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:
ü основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
ü правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;
ü субъекты административной ответственности;
ü административные наказания (санкции);
Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности.
Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению