Организация работы по надзору за законностью предварительного следствия и дознания
Для достижения целей прокурорского надзора за законностью предварит ельного следствия и дознания важное значение имеет правильная организация работы органов прокуратуры. Вопросы организации прокурорского надзора в этом направлении достаточно полно регламентированы Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре», УПК РК и приказами Генерального Прокурора.
Для надлежащей организации работы прокурора по надзору за предварительным следствием и дознанием большое значение имеют построенные по-деловому, основанные на законе взаимоотношения с руководителями органов дознания и следственного отдела (управления) органов расследования. Несмотря на то что повседневный ведомственный контроль возложен на них, это обстоятельство не освобождает прокурора от обязанности осуществления систематического надзора за законностью расследования преступлений.
Важное значение для правильной организации надзора имее1 распределение обязанностей между сотрудниками прокуратуры, планирование, контроль за неукоснительным выполнением намеченных мероприятий, совершенствование форм и методов прокурорского надзора.
Основные организационно-методические мероприятия, в т. ч. проверки, задания, анализы, обобщения, подготовка информационно-методических писем и обзоров, семинары планируются на год. С учетом этого прокурорам необходимо постоянно уделять внимание повышению уровня контроля за исполнением намеченных мероприятий, принятых по их результатам решений. В планах работы прокуратуры должны предусматриваться проведение контрольных проверок, выезды на места для изучения состояния работы по устранению ранее выявленных недостатков и упущений, оказание практической помощи.
В целях повышения уровня руководства деятельностью нижестоящих прокуратур по надзору за законностью дознания и следствия на коллегиях, оперативных совещаниях надо систематически заслушивать отчеты зональных прокуроров о работе по зоне и закреплённому предмету, а также информацию прокуроров, выезжавших на места для проведения проверки.
Действующее законодательство, регламентируя права и обязанности прокурора в стадии предварительного расследования, не может учитывать всех особенностей организации надзора за законностью расследования каждого конкретного преступления Поэтому наукой и практикой прокурорского надзора выработаны рекомендации, помогающие прокурору в конкретной следственной ситуации принять правильное решение, определить линию своего поведения.
Факторами, определяющими решение прокурора о личном участии в производстве следственных действий, могут быть: необходимость проверки сведений о необъективности расследования, законности принятого следователем процессуального решения, сомнение в правильности произведенного расследования, отказ обвиняемого (подозреваемого) от дачи показаний, ходатайство подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или других лиц о производстве следственного действия с участием прокурора.
В целях более четкого разграничения функций Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, территориальных и специализированных прокуратур, исключения дублирования в их деятельности, усиления роли прокуроров, осуществление надзора за законностью следствия и дознания установлено в следующем порядке:
1. Департамент по надзору за законностью следствия и дознания ГП РК организует и контролирует по республике организацию и осуществление надзора, а также непосредственно осуществляет надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок в отношении должностных лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан; назначенных и избранных Палатами Парламента; возглавляющих центральные исполнительные органы и ведомства; депутатов Парламента; судей, а также по делам и материалам доследственных проверок, осуществление надзора по которым поручается Генеральным Прокурором и его заместителями;
2. Главная военная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок в отношении военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву или контракту в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; граждан, находящихся в запасе во время прохождения ими воинских сборов; лиц гражданского персонала воинских частей, соединений и учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей подразделениями центральных аппаратов органов уголовного преследования.
3. прокуроры областей и приравненные к ним по территориальности осуществляют надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок подразделениями центральных аппаратов органов уголовного преследования.
4. городские и районные прокуроры (далее горрайпрокуроры) по территориальности осуществляют надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок подразделениями областных департаментов
5. (управлений), городских, районных управлениях (отделах) Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.
6. транспортные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок подразделениями областных департаментов (управлений), городских, районных управлениях (отделах), расследующих преступления, совершенные на транспорте, должностные преступления, совершенные работниками органов уголовного преследования на объектах транспорта, а также преступления, совершенные работниками организаций, учреждений и предприятий железнодорожного, водного, трубопроводного и воздушного транспорта и организаций, осуществляющих административно-хозяйственную деятельность, связанную с транспортной инфраструктурой;
7. природоохранные прокуроры осуществляют надзор по уголовным делам и материалам доследственных проверок в специализированных (экологических) подразделениях органов уголовного преследования;
8. специализированные прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний в исправительных учреждениях осуществляют надзор по уголовным делам и материалам доследственных проверок в подразделениях органов КУИС МЮ РК.
Осуществление надзора за законностью следствия и дознания предполагает обеспечение законности процессуальных решений и Действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, на всех стадиях досудебного производства — с момента информирования органа о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд.
Городские, районные прокуроры и приравненные к ним участвуют сами либо поручают подчиненным сотрудникам выезжать совместно с сотрудниками других органов уголовного преследования на места происшествий по особо тяжким преступлениям, имеющим большой общественный резонанс, а также катастрофам крушениям, авариям и другим чрезвычайным происшествиям. При значительной отдаленности транспортных прокуратур на места таких происшествий, совершенных на транспорте, выезжают территориальные прокуроры. Участие прокурора в осмотре либо в ином следственном действии отражается в соответствующих протоколах.
Городскими, районными прокурорами и приравненными к ним проверяется соблюдение законности при приёме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в городских, районных и приравненных к ним органах уголовного преследования не реже двух раз в месяц, а в областных и приравненных к ним органах уголовного преследования — ежеквартально. По фактам укрытия от учета преступлений обеспечивается проведение служебных расследований, а по тяжким и особо тяжким преступлениям в обязательном порядке — принятие процессуального решения.
По уголовным делам заводятся надзорные производства, где в обязательном порядке содержатся копии процессуальных документов, направляемых органами следствия и дознания в соответствии с требованиями УПК РК прокурору, копии актов прокурорского надзора и решений, принимаемых в ходе надзорной деятельности, а также копии жалоб и обращений, связанных с расследуемым уголовным делом. Ответственность за полноту ведения надзорного производства несет прокурор, осуществляющий надзор за законностью расследования уголовного дела.
В целях обеспечения полноты, объективности и всесторонности расследования уголовных дел прокурорами в стадии предварительного следствия и дознания даются письменные указания. По уголовным делам об особо тяжких преступлениях, а также возбужденным прокурорами, дача указаний — обязательна.
При согласии по материалу отказного производства либо уголовному делу с решением об освобождении лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям прокурором налагается резолюция о согласии на первом листе постановления справа вверху. В случае согласия с прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям прокурором составляется мотивированное заключение. При согласии с решениями о приостановлении производства по уголовному делу, а также об отказе в возбуждении уголовного дела такая резолюция прокурором налагается на последнем листе постановления. Выявленные нарушения законности устраняются путём отмены необоснованных постановлений следствия и дознания, а также признания действий должностных лиц необоснованными.
Городскими, районными прокурорами и приравненными к ним при получении письменного сообщения дознавателя или следователя о произведенном задержании лица подозреваемого в совершении преступления незамедлительно проверяется законность и обоснованность его задержания. В случае признания задержания необоснованным, подозреваемое лицо прокурором освобождается до истечения срока задержания с последующим принятием мер надзора в отношении виновных должностных лиц. Особое внимание уделяется обоснованности задержаний несовершеннолетних, инвалидов, женщин, иностранных граждан.
Прокурорами, осуществляющими надзор за законностью следствия и дознания, в течение 3 суток с момента получения копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого проверяется его законность.
Перед решением вопроса о предании обвиняемого суду тщательно проверяются требования, предусмотренные законом (ст. 281 УПК РК). Прокуроры несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность направления дел в суд, а также соблюдение порядка вручения обвинительного заключения.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются сущность и задачи прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания?
2. Каковы особенности прокурорского надзора за законностью при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях и происшествиях?
3. Каков порядок санкционирования ареста и продления срока содержания под стражей?
4. Чем отличается упрощенный порядок досудебного производства?
5. Какими полномочиями наделен прокурор для осуществления за законностью предварительного следствия и дознания?[kgl]
[gl]ГЛАВА 12 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В СУДАХ[:]
Цель:Рассмотреть содержание и задачи органов прокуратуры при рассмотрении дел судами, участие прокурора в суде первой инстанции, полномочия прокурора, участие прокурора при пересмотре приговоров и постановлений суда
Структура лекции:
- Сущность и задачи органов прокуратуры при рассмотрении дел судами
- Участие прокурора в суде первой инстанции. Полномочия прокурора
- Участие прокурора при пересмотре приговоров и постановлений суда