Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус
Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).
Территориальный принцип — субъекты гос-ва – опр. территории независимо от нац.принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип — предполагает наличие в рамках опр. территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное гос-во. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:
— не обладают суверенитетом;
— не имеют права на отделение или сецессию;
— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;
— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;
— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку
Согласно Конституции РФ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство,а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;
2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;
3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) каждый субъект РФ праве иметь свою символикуфлаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
2.Система избирательных комиссий в РФ: порядок формирования, полномочия
Система: ЦИК, избиркомы субъектов, избиркомы муницобразований, окружные избиркомы, территориальные избиркомы, участковые избиркомы. Они же выполняют функции соответствующих комиссий референдума, когда речь не о выборах, а о референдумах.
Цель комиссий: обеспечить реализацию и защиту избир.прав граждан и подготовить и провести выборы\референдумы.
Они же – комиссии
Комиссии обязаны рассматривать поступающие обращения о нарушениях закона, проверять их и отвечать отправителям в течение 5 дней. Если требуют сложной проверки – в течение 10 дней. Комиссии с этими обращениями могут обращаться в исполнительные и правоохранительные органы, которые также в течение 5 дней принимают меры, о чем уведомляют комиссию. Если данный закон нарушается кандидатом, изб.объединением, инициативной группой референдума, то комиссия может вынести предупреждение, о чем говорится в СМИ. Комиссия информирует избирателей о сроках и порядке изб.действий, о ходе изб.кампании и о кандидатах. ЦИК, ее порядок деятельности и полномочия установлены данным и иными ФЗ. То же касаемо избиркомов суьъектов, окружных, участковых и муниципальных – регламентировано этим ФЗ, уставами и законами субъектов, уставами муниципий. Совмещение действий по подготовке и проведению выборов комиссиями разных уровней возможно по соглашению. Решения вышестоящей комиссии обязательны для всех нижестоящих. Решения комиссии против закона или с превышением полномочий отменяется вышестоящей комиссией или судом. Комиссии в своей компетенции независимы от органов госвласти и оМСУ. Решения, принятые комиссиями в их компетенции, обязательны для исполнительных органов, госучреждений, оМСУ, кандидатов, изб.объединений, общ.объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Решения комиссий не нуждаются в госрегистрации.
ЦИК – фед.госорган, готовящий и проводящий выборы в своей компетенции. ЦИК – постоянно действующее юрлицо. Срок полномочия ЦИК – 5 лет. Если истекает в изб.кампанию – продлевается до окончания кампании. ЦИК состоит из 15 членов. Пять – от ГД, пять – от СФ, пять – от Президента. Члены ЦИКа имеют высшее образование. Они организуют работу, несут за нее ответственность. Члены ЦИКа избирают из себя тайно Председателя, его зама и секретаря. ЦИК – избирком, организующая выборы в федеральные органы госвласти и федеральный референдум.
Все избиркомы, кроме ЦИКа, формируются по предложениям ПП, допущенных к распределению мандатов в ГД или представительных органах субъектов. Кроме них, вносить предложения кандидатур в составы муниципальных и окружных избиркомов имеют право изб.объединения – не ПП -, выдвинувшие кандидатов, допущенных к мандатам в предст.органе муниципии.
Если ГД или представительный орган субъекта\муниципии досрочно прекратили существование, то право предложения сохраняется за изб.объединениями, выдвинувшими списки кандидатов допущенные к распределению мандатов в органе последнего созыва. Тем же правом обладают ПП, уже получившие мандаты. По предложению одной ПП (или иного объединения) может быть назначен лишь 1 член комиссии с решающим голосом. ПП не имеет права предлагать сразу несколько кандидатур для одной комиссии.
Гос.и муниц.служащие – не больше половины членов избиркома (исключаться могут воинские части). Орган, назначающий члена избиркома, обязан получить письменное согласие этого лица. Если органы госвласти, оМСУ не назначают вовремя комиссию, это делает вышестоящая комиссия. Закон должен установить сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. Для окружных – не менее 10 дней, для иных – не менее 30 дней.
Порядок формирования: ЦИК.2. ЦИК действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Срок полномочий - четыре года. Если срок полномочий истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума РФ и до окончания кампании референдума, которые организует ЦИК, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов ГД, ФС в одномандатных избирательных округах.
Состоит из 15 членов. Пять членов назначаются ГД из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами ГД. Пять членов - Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов и высшими должностными лицами субъектов (руководителями высших исп. органов гос.власти субъектов). Пять членов назначаются Президентом.