Современная наука о происхождении государства.

Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установление причин его возникновения помогает понять необходимость существования государства на протяжении длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу.

Современная наука признает, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали различные теории в той или иной мере влияли на процесс образования государства. Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие социальные причины.

Они связаны с качественными изменениями, происшедшими в жизни перво­бытных людей в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с при­родой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного бо­гатства, возникновению разнообразных форм собственности;

в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бед­ных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом;

в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, пе­реходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы матери­ального производства.

Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения, определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государствомс его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.

Формационный подход об историческом развитии и типологии государств

Историческое развитие государства - процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени.

С развитием общества, его социальной структуры, целей, которые оно перед собой ставит, изменяются содержание (аппарат, функции) и формы государства при сохранении его основного социального назначения. Качественно особенные периоды в развитии государства, соответствующие определенным состояниям общества и одинаковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы развития) государства.

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

В плане этого подхода последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому более высокому типу общественно-экономической формации.

Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть.

К основным недостаткам этого подхода можно отнести то, что:

некоторые, выделенные в качестве общих, этапы проходят далеко не все общественные системы (например, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства),

ряд государственных систем вообще не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так назы­ваемом азиатском способе производства),

он обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факто­ров, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенно­сти отдельных групп государств.

Наши рекомендации