Аристотель о происхождении и сущности полисного государства. Факторы, определяющие формы государства.

Аристотель отрицал божественное происхождение государства. Он разрабатывал органическую концепцию: государство возникает по природе вещей (в следствие природных законов). В рассуждениях о происхождении государства Аристотель исходит из природы человека: человек – социальное (политическое) животное, он может выжить только в общении. Таким образом, по Аристотелю, государство возникает стихийным путем, в результате последовательной смены трех форм общения:

• Семья

• Поселение

• Государство

Государство, по Аристотелю – это:

• Полис,

• Высшая, политическая, форма общения между свободными и равными (только между гражданами), не распространяющаяся на семью и отношения между хозяевами и рабами.

• Множество взаимосвязанных элементов. Аристотель критикует патриархальную теорию происхождения государства: государство – это не семья. Это разные формы общения между людьми.

Семья и селение— изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более высокий (более свободный) круг общения.

Естественная необходимость прежде всего побуждает попарно сочетаться мужчину и женщину в целях продолжения рода. Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы (способному к Предвидению) и существу. Все это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится в рабском положении, как у варваров, у которых «отсутствует элемент, Предназначенный по природе своей к властвованию» И в силу этого «бывает Только одна форма общения — общение раба и рабыни» (1252Ь 6—7).

Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, — селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя>, то селение — «Молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся.

Но власть как явление политическое отличает от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями — как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны как это утверждают некоторые. Одна — власть над свободными по природе, другая — власть над рабами. Власть господина в семье — монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа — это власть над свободными и равными» (1254Ь; 1255Ь 16—20). В семье патриарх тоже властвует над свободными — женой и детьми, — но они не равны ему (см.: I259а 37—42).

Несколько селений образуют общество, которое Представляет собой «завершенное государство, достигшее... в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. Ведь мы называем природой каждого объекта — возьмем, например, природу человека, коня, семьи — то его состояние, какое получается при завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим существованием» (1252Ь 26 — 1253а 1)30.

Государство (причем, подчеркнем это, каждое государство), таким образом, — осмысленная, естественным образом возникающая ради определенной цели-блага целостная структура.

С признанием того, что государство «существует по природе», связано утверждение, что сущность человека — его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей есть существо политическое» (выделено мною. — А. Ч.), — говорит Аристотель (1253а 3).

Факторы, определяющие формы государства.

Основано на двух факторах:

1) по количеству (меньшинство, большинство)

2) по качеству (в интересах всех или части)

На основе двух этих факторов Аристотель выделяет следующие основные формы правления:

Правильные Неправильные

Правление одного Монархия (царская власть) Тирания

Правление немногих Аристократия Олигархия

Правление большинства Полития Демократия

Наши рекомендации