Раздел I. Теория государства и права как наука.

Раздел I. Теория государства и права как наука.

1. Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения

2. Предмет и структура теории государства и права, ее роль в системе правоведения

3. Структура теории государства и права

4. Методология теории государства и права: соотношение с предметом, содержание, значение для правоведения

5. Система методов теории государства и права

6. Теория государства и права и юридическая практика

Раздел II. Теория государства

7. Власть, ее свойства, роль в социальной жизни Разновидности власти

8.Государственная власть

9. Понятие государства

10. Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения государства в российской юридической науке

11. Признаки государства

12. Социальное назначение и задачи современного государства

13. Функции современного государства

14. Формы и методы осуществления функций государства

15. Государственный аппарат и органы государства

16. Народовластие как принцип организации и деятельности современного государства

17. Разделение властей как принцип организации современного государства

18. Структура (механизм) аппарата современного государства

19. Законодательная, исполнительная и судебная власть в совре­менной Рос­сии

20. Форма государства, ее основные элементы

21. Формы правления современных государств

22. Формы устройства современных государств

23. Конфедерации в современном мире

24. Политические режимы в современном мире

25. Политическая система современного общества

26. Место и роль государства в политической системе

27. Место и роль общественных объединений в политической сис­теме

28. Теории происхождения государства

29. Современная наука о происхождении государства

30. Формационный подход об историче­ском разви­тии и типологии государств

31.Цивилизационный подход об историческом развитии и типологии государств

32.Теоретические проблемы периодизации (этапов развития) Рос­сийского государства

Раздел III. Теория права

33. Нормативное регулирование, его свойства и роль в жизни общества

34. Право и правовое регулирование

35. Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения права

36. Принципы современного права

37. Источники (формы) права: исторические разновидности

38. Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в России

39. Закон в системе нормативных актов. Виды законов

40. Процедура принятия федеральных законов в России

41. Подзаконные нормативные акты в России

42. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

43. Юридическая норма: признаки и виды

44. Структура юридической нормы

45. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта, спо­собы изло­жения норм права в статьях нормативных актов

46. Отрасль и институт права как элементы системы права

47. Система отраслей российского права

48. Соотношение системы права и системы законодательства

49. Кодификация и инкорпорация как способы систематизации права

50. Механизм правового регулирования: основные стадии и элементы

51. Субъекты права, их правоспособность и дееспособность

52. Юридические факты и юридический состав. Место и роль в правовом регулировании

53. Виды юридических фактов

54. Правоотношение, его состав. Место и роль в механизме пра­вового регу­лирования

55. Субъективное право и субъективная обязанность как элементы содержа­ния правоотношений

56. Виды правоотношений

57. Реализация права: содержание, формы, место в правовом ре­гулировании

58. Применение права. Содержание, соотношение с простыми формами реализации права

59. Стадия исследования фактических обстоятельств в процессе применения права

60. Стадия выбора нормы (юридической квалификации) в процессе применения права

61. Способы уяснения смысла юридических норм

62. Виды толкование права по субъектам

63. Виды толкование права по объему

64. Аналогия закона и аналогия права: условия применения

65. Коллизии юридических норм, способы разрешения в процес­се примене­ния права

66. Стадия принятия решения в процессе применения права

67. Акты применения права: содержание, форма, виды

68. Понятие и гарантии законности в процессе применения права

69. Правомерное поведение. Содержание, объективные и субъек­тивные факторы формирования

70. Правонарушение: социальные и юридические признаки

71. Объект и объективная сторона состава правонарушения

72. Субъект и субъективная сторона состава правонарушения

73. Виды правонарушений

74. Юридическая ответственность. Содержание, место в право­вом регули­ровании

75. Виды юридической ответственности и способы их реализации

76. Правопорядок. Содержание, условия стабилизации, соотношение с об­щественным порядком

77. Правосознание: виды, уровни, роль в правовом регулировании

78. Правовая культура общества

79. Правовое воспитание: цели, содержание и формы

80. Правовая система общества. Разновидности (типы) правовых систем

81. Правовое государство: признаки, условия формирования в России

\

Правоведение это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения - государственно-правовую систему общества.

Общественные науки, в состав которых входит правоведение, изучают социальные процессы, т.е. деятельность людей в различных сферах общественной жизни.

Правоведение как часть обществоведения также изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества.

Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук.

Современное правоведение - развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:

историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государственно-правовой системы в целом как относительно самостоятельной части общественной жизни;

отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;

специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.

Каждая из групп юридических наук изучает свой срез единой государственно-правовой системы, их предметы как общее и частное взаимно дополняют друг друга. Из совокупности знаний историко-теоретических, отраслевых и специальных юридических наук складывается полное и последовательное представление об объекте правоведения.

Юридическая практика как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функционированием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.

Социальная практика это предметная деятельность людей, направленная на реальное преобразование общественных отношений и институтов. Особенностью юридической практики как части социальной практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на создание и преобразование различных элементов государственно-правовой системы общества.

В правоведении, помимо этого – широкого, есть более узкое понимание юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел. Это представление охватывается понятием юридической практики как разновидности практики общесоциальной.

Практическая деятельность всегда связана достижением конкретных, частных целей. Она в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия и пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, юридическая практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.

Для правовой теории практика это, с одной стороны, объект познания; с другой - сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отражая сущностные стороны и закономерности юридической практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы отдельные элементы государственно-правовой системы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи -концептуальные положения, разрабатываемые правоведением и направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.

Практику нельзя абсолютизировать, поскольку она в силу собственных потребностей может отклоняться от правильных путей развития. Только используя научные идеи, юридическая практика полностью реализует свои потенциальные возможности, избирает наиболее рациональные и корректирует ошибочные пути развития государственно-правовой системы.

Одновременно в процессе реализации проверяется на практике истинность правовых научных идей и уточняется содержание теоретических понятий. В единстве, взаимопроникновении правовой теории и юридической практики обеспечивается наиболее эффективное функционирование государственно-правовой системы общества.

Главное направление взаимодействия современной правовой науки и юридической практики в России - это разработка и воплощение в жизнь целостнойконцепции правовой реформы в Российской Федерации.

Общество - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой.

Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.

Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти.

Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

Власть - это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими.

Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) - составляет специфическое содержание властных отношений. Властные отношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае не выполнения властных предписаний.

Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни.

В зависимости от уровня организованности можно выделить:

простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.)

сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и др.).

Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией - государством.

Государственная власть.

Понятие государства.

Государство - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, объединенных в государственный аппарат и управляющих различными социальными процессами. Эта группа людей наделена возможностью осуществлять государственную власть, т. е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения наиболее значимых общих дел, согласования их совместной деятельности, применяя в необходимых случаях принуждение.

Опираясь на все общество, реализуя его единые потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп; тех, которые играют в нем ведущую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства. Политика, проводимая государственным аппаратом и выраженная в основных направлениях его деятельности (функциях государства), составляет содержание государственной власти.

Государство как управляющая организация порождена потребностями общества, по сущности и содержанию напрямую зависит от него. С изменением общесоциальных потребностей, структуры общества, с приходом на политическую арену новых значимых социальных групп меняется параметры сущности и содержания государства.

Вместе с тем государство - относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому все общество выступает как объект управления. В силу своего характера государство может активно воздействовать на социальные процессы, направляя их в необходимую сторону. От эффективности государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы.

Сущность государства - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.

В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположныаке, антагонистические классы.

Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности государства,в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества. Государство, с этих позиций, путем компромисса между отдельными социальными группами, поиска баланса их интересов стремится к достижению общего блага.

Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, хотя их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.

Дуалистический подход к сущности государства,пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая - классовая сторона, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная.

Признаки государства.

Орган государства - часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм.

Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу.

Каждый орган государства, частично реализуя его общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы, составляют действующий (функционирующий) государственный механизм.

В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия - на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования - на выборные и назначаемые, по составу - на коллегиальные и единоличные.

16. Народовластие как принцип организации и деятельности современного государства.

Законодательная, исполнительная и судебная власть России - это система ее основных государственных органов, образованных и функционирующих в соответствии с закрепленными в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов принципами.

В соответствии с конституционными принципами Россия возглавляется единоличным главой государства - Президентом Российской Федерации, который избирается всем населением России и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

На федеральном уровне законодательная власть реализуется Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, формируемого из представителей регионов - субъектов Российской Федерации и Государственной Думы, избираемой населением страны. Главной задачей Федерального Собрания является принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Федеральная исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой. Федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Председатели государственных комитетов и иных федеральных исполнительных органов назначаются Правительством Российской Федерации.

Судебная власть на федеральном уровне представлена Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Прокуратурой Российской Федерации. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, избирается глава субъекта федерации - Президент или Губернатор. Здесь формируются разнообразные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Так в Нижегородской области законодательная власть представлена Законодательным Собранием; исполнительная власть -Администрацией области, управлениями, департаментами; судебная власть - областными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, прокуратурой области.

Форма государства - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Форма государства, в отличие от сущности и содержания, характеризует его внешние стороны, оболочку, в которой государство предстает перед обществом и окружающим миром. Как внешняя сторона форма государства непосредственно зависит от содержания государственной власти - структуры государственного аппарата и выполняемых им функций.

Поскольку государства, находящиеся в однотипных исторических условиях, решают в основном одинаковые задачи, обнаруживается принципиальное совпадение их содержательных сторон. Это обстоятельство определяет общие черты в формах таких государств.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме. Форма государства в большей степени, чем какой-либо другой элемент, характеризует историческое своеобразие конкретного государства.

Как относительно независимый элемент государства его форма может оказывать определенное воздействие на содержательные стороны. Изменение, например, монархической формы правления на республиканскую или унитарной формы государственного устройства на федеративную, влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его органами функций.

В форме государства принято выделять три основных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим. Каждый из этих элементов характеризует определенный аспект формы государства: форма правления - особенности построения верховных органов государства, форма устройства - особенности распределения единой государственной власти по территории страны, политический режим - общий характер взаимодействия государства с населением страны.

Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государства и ее соотношение с другими сторонами государственной власти.

Конфедерация - относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.

Государства, реализуя цели внешней политики, образуют разного рода союзы. Эти союзы могут носить временный характер, например, военные союзы; могут быть союзы, объединяющие государства для реализации каких либо отдельных целей или проектов.

Конфедерации в отличие от таких простых союзов носят устойчивый характер, объединяют государства для постоянного совместного решения широкого круга экономических, политических, культурных вопросов. Несмотря на более тесный характер взаимоотношений государств в рамках конфедерации, чем в других союзах, конфедерации не являются едиными государствами. Поэтому конфедерацию неправильно рассматривать как разновидность формы государственного устройства. Это разновидность межгосударственного союза.

Как государственные образования конфедерации имеет определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим, согласовывать отдельные блоки законодательства и пр. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства, единой правовой системы, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований отдельные государства решают задачи осуществления согласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Признаки конфедеративного образования обладает и союз России с Белоруссией. В то же время Союз независимых государств, входивших ранее в состав СССР (СНГ), не достигает качества конфедеративного образования и является простым союзом государств.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

В плане этого подхода последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому более высокому типу общественно-экономической формации.

Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть.

К основным недостаткам этого подхода можно отнести то, что:

некоторые, выделенные в качестве общих, этапы проходят далеко не все общественные системы (например, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства),

ряд государственных систем вообще не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так назы­ваемом азиатском способе производства),

он обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факто­ров, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенно­сти отдельных групп государств.

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, введен­ным в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относи­тельно локальной общественной системы, обладающей общностью культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик.

Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации материально-экономических факторов в развитии государства и выводит на первый план фак­торы социокультурные, духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

С помощью этого подхода удается, например, объяснить, почему страны, имеющие равные стартовые возможности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации государственной власти.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. Возникаютпервичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций приводит к формированию особенных средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Основными недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирного исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого госу­дарства.

Сущность права - это воля гражданского общества, направленная на регулирование наиболее важных общественных отношений с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в деятельности различных субъектов общественной жизни.

В основе любого общественного явления, в том числе и права, лежит социальная воля, т. е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность права - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через право в своей деятельности.

До недавнего времени в российском правоведении доминировал классовый подход к сущности права. В соответствии ним право понимается как возведенная с помощью государства в закон воля экономически господствующего класса. Этот класс через право создает порядок общественных отношений, соответствующий его частным интересам. По отношению к другим социальным группам право выступает как противоположная их интересам, навязываемая из вне сила.

Данный подход достаточно правильно отражает существенные черты права ранних исторических периодов.

С точки зрения противоположного классовому общесоциального подходаправо по сущностивыражает волю всего гражданского общества. Его целью является достижение баланса, гармонии интересов индивидов и их объединений, установление нормальных способов разрешения конфликтов между ними, обеспечение в итоге стабильного общественного порядка. Право при этом подходе выступает как социальное явление, в котором объективно заинтересованы все основные социальные группы общества.

Данный подход в большей степени выражает существенные черты права современного цивилизованного общества.

Дуалистический подход к сущности правапытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Право выражает как волю экономически господствующего класса, так несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений.

В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности.

36. Принципы современного права.

Принципы права - ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов.

Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Различают общие принципы, реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приор

Наши рекомендации