Виды органов государственной власти в РФ.
1. В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
2. В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.
3. В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.
4. В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.
5. В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80.Президент РФ является главой государства.
Статья 81. 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Функции Президента РФ - это основные направление его деятельности в установленной сфере.
- Президент РФ является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
- Представительская функция в международных отношениях.
- Определение основных направлений внутренней и внешней политики.
- Охрана суверенитета РФ и ее независимости.
- Обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.
В соответствие со статьей 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ- является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95.1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96.1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Статья 97.1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
Статья 101.1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5.Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
В статьях 102 и103 Конституции РФ говорится о том, что относится к ведению Совета Федерации и Государственной Думы.
Статья 109.1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Местное самоуправление в рф
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
- Европейская хартия местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Р Ф и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
· местный референдум
· муниципальные выборы
· голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
· голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
· сход граждан
· правотворческая инициатива граждан
· территориальное общественное самоуправление
· публичные слушания
· собрание граждан
· конференция граждан (собрание делегатов)
· опрос граждан
· обращения граждан в органы местного самоуправления
· наказы избирателей
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В РФ существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
· муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
· сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
· городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
· городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
· внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
· представительный орган муниципального образования
· глава муниципального образования
· местная администрация
· контрольный орган муниципального образования