Общие меры административного пресечения.
Общие меры административного пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения, о которых шла речь выше.
К мерам административного пресечения общего назначения, применяемым уполномоченными должностными лицами, относятся:
· требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению его полномочий;
· отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
· запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
· задержание транспортных средств, находящихся в розыске;
· запрещение деятельности объектов разрешительной системы;
· приостановление или прекращение деятельности юридических лиц и иных субъектов за нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности и других требований;
· доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения либо в ином состоянии, представляющем опасность для себя и окружающих;
· изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.
Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.
Особое место среди общих мер административного пресечения занимает требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению лицом властных полномочий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции вправе «требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений»[180].
Содержание этой меры пресечения заключается в том, что нарушителю разъясняется противоправный характер совершаемых им действий, он предупреждается о возможности привлечения к ответственности. Требуя от нарушителя прекратить противоправные действия, уполномоченное должностное лицо, как правило, разъясняет ему, какая именно норма нарушена и каковы могут быть последствия, если противоправные действия будут продолжаться. Важно отметить, что неисполнение законного требования сотрудника полиции может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, или с учетом степени общественной опасности лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по соответствующей статье главы 32 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
В ходе применения данной принудительной меры оказывается психическое воздействие на обязанное лицо и это воздействие связано с вторжением в сферу права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации).
При применении данной меры пресечения нельзя умалять достоинства личности. При этом необходимо руководствоваться требованиями ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации о том, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», даже совершение противоправного деяния. Следовательно, при предъявлении требования о прекращении неправомерного действия должностные лица органов исполнительной власти, не вправе выражать его в грубой, оскорбляющей человеческое достоинство форме вне зависимости от тяжести совершаемого правонарушения, личности правонарушителя и других подобных обстоятельств.
Целью применения данной меры административного пресечения является прекращение преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению лицом властных полномочий (в том числе при применении других групп мер административного принуждения), а не унижение личности, поэтому требование должно быть предъявлено в убедительной, понятной, корректной форме.
Требование о прекращении противоправного деяния может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. К примеру, уполномоченные сотрудники ГИБДД МВД России при осуществлении надзора за соблюдением правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном состоянии, имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах[181].
В свою очередь должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки[182].
Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов также вправе: выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения[183].
В зависимости от характера прекращаемого правонарушения выделяют три типа предписаний. К первому типу относятся предписания об устранении выявленных нарушений. В этом случае орган государственного управления, проводя проверку подконтрольного объекта, и, обнаружив нарушения соответствующих правил, выдает предписание об устранении установленных недостатков. Эти предписания не приостанавливают деятельности хозяйствующих субъектов, а дают им возможность в установленные сроки исправить положение дел. Данный вид предписания применяется уполномоченным органом при наличии возможности у подконтрольного объекта устранить выявленные нарушения.
Данная мера административного пресечения, по сути, является точкой отсчета, с которой и начинается внешнее дополнительное принудительное воздействие на конкретного участника охранительного правоотношения. Содержание требований, адресованных обязанному лицу, определяется характером пресекаемого противоправного деяния.
Ко второму виду относятся предписания, выдача которых влечет приостановление деятельности подконтрольного объекта до устранения выявленных нарушений.
Третий вид предписаний связан с нарушениями, последствия от которых устранить невозможно. Выдача таких предписаний, например, связана с производством товаров, опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей. Предписания данного вида могут выдаваться органами, осуществляющими контроль в области технического регулирования, защиты прав потребителей и торговли, антимонопольного и санитарно-эпидемиологического законодательства. При получении такого предписания субъект производственной или торговой деятельности должен немедленно прекратить производство опасных товаров, проинформировать потребителей о возможных последствиях при использовании, хранении, транспортировке указанных товаров и об их отзыве[184].
Основания и порядок применения таких мер как отстранение от управления транспортными средствами и запрещение эксплуатации транспортного средства, задержание транспортного средства определены соответственно ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ и ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ. Перечисленные меры применяются главным образом для прекращения обнаруженного административного правонарушения, а не для обеспечения разбирательства с правонарушителем. Об этом убедительно свидетельствуют сроки применения этих мер.
Данные меры административного пресечения включены в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку применяются при выявлении административного правонарушения в ходе разбирательства по конкретному делу. Однако основной (главной) целью применения этих мер, как представляется, является не процессуальная, а цель пресечения административного правонарушения, о которой сказано в ст. 27.1 КоАП РФ.
Изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения применяется также в качестве меры административного пресечения.
В данном пункте речь идет, прежде всего, о вещах, предметах и веществах, полностью запрещенных в обороте, либо ограниченно оборотоспособных, которые указанны в п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», а именно: оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. К примеру, оружия и боеприпасов, перечисленных в ст. 6, 27 Федерального закона «Об оружии»[185]. К числу веществ, изъятых из гражданского оборота, которые могут находиться у граждан без специального разрешения, относятся также ядовитые вещества.
Данный вид изъятия применяется для пресечения таких противоправных деяний, которые в соответствии с действующим законодательством квалифицируются либо как преступление, либо как административное правонарушение. Изъятие у лица перечисленных вещей, предметов и веществ прекращает их незаконное владение и пресекает соответствующее административно или уголовно наказуемое деяние.
Следует отметить, что данный вид изъятия осуществляются в ходе выявления соответствующих административно или уголовно наказуемых деяний и прекращают незаконное владение перечисленными выше вещами, предметами, средствами и веществами путем их изъятия у владельца. Необходимо иметь в виду, что фактическое изъятие, как мера пресечения направлена на то, чтобы забрать у правонарушителя перечисленные вещи, предметы, средства и вещества и не допустить их противоправного использования.
Однако для того, чтобы изъятые вещи, предметы, средства и вещества могли выступать в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, либо делу об административном правонарушении, их надо приобщить к материалам данного дела. Для этого их обнаружение и изъятие оформляется в процессуальном порядке, установленном Уголовно процессуальном кодексом РФ (далее - УПК РФ) либо КоАП РФ.
Таким образом, меры административного пресечения - это наиболее распространенная разновидность административно-принудительных средств воздействия, применяемых в борьбе с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления. Меры административного пресечения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения обладают органы внутренних дел (полиции). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административного наказания. Административно-пресекательные действия по общему правилу осуществляются соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами в форме обычных служебных актов, в ходе выполнения возложенных на них задач и функций.
Следует отметить, что меры административного пресечения в своей совокупности образуют определенную систему. Системное представление о мерах административного пресечения помогает глубже уяснить их правоохранительную сущность, правильно реализовывать законодательные предписания, содержащие в себе меры административного пресечения. При этом в основу систематизации мер административного пресечения положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, а также четкая системно-структурная определенность.
Система мер административного пресечения - это совокупность административно-принудительных средств, которые могли бы рассматриваться как интегративно, так и в своей внутренней дифференциации. Стабильная система мер административного пресечения позволяет выработать оптимальные приемы их реализации, и превратить их в оперативный и динамичный инструмент борьбы с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления.
Исследование административного законодательства, регламентирующего процедуру применения мер административного пресечения, а также изучение правоприменительной практики показывают, что оптимальной классификацией мер административного пресечения может быть классификация, учитывающая такие основания, как: степень самостоятельности мер административного пресечения; методы воздействия, лежащие в основе мер административного пресечения; характер объекта воздействия меры пресечения; специфика сферы воздействия, в которой применяются меры административного пресечения.