Особый статус права на жизнь в условиях вооруженного конфликта

Право на жизнь является основополагающим естествен­ным правом человека, то есть его природным, неотъемлемым и неотчуждаемым правом. Названные свойства и качества этого права считаются общепризнанными. Исходя из этого в между­народных документах о правах человека и в национальном за­конодательстве большинства стран мира право на жизнь и не­посредственно связанные с ним права — на физическую не­прикосновенность, запрет пыток, насилия и рабства, уважение человеческого достоинства, гарантии справедливого правосудия и некоторые другие — наделяются особым статусом и не под­лежат приостановлению или ограничениям в условиях чрезвы­чайного положения или вооруженного конфликта (п. 2 ст. 4



Глава XVIII. Права человека и гуманитарное право



Международного пакта о гражданских и политических правах; п. 2 ст. 15 Европейской конвенции о защите нрав человека н основных свобод; ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Войны как абсолютное зло представляют собой наиболь­шую угрозу жизни человека, существованию целых народов. После окончания самой кровопролитной в истории человече­ства Второй мировой войны н принятия Устава ООН, поставив­шего воину вне закона, войны однако не ушли в прошлое. Лишь на последнее десятилетие уходящего века по подсчетам Меж­дународного института войны н мира пришлось более 100 ак­тивных вооруженных конфликтов. Расширение сферы действия гуманитарных принципов в защиту человеческой жизни ста­новится закономерной реакцией на возрастающую в современ­ном мире эскалацию насилия и экстремизма, практику геноци­да, которые являются следствием экономических н политичес­ких кризисов, порождаются религиозными и этническими кон­фликтами, сепаратизмом, социальной несправедливостью, воз­рождением националистических и расистских идеологий и их практикующих движений. Опасный вызов самому существова­нию человечества представляет ядерная угроза и основанная на ней силовая геополитика.

В силу этого проблема сохранения и защиты человеческой жизни и жертв войны, насколько это возможно в экстремаль­ных условиях вооруженного конфликта, остается чрезвычайно актуальной в наши дни. Не будучи в состоянии искоренить войны, человечество идет по пути гуманизации нх законов н обычаев.

Рассматривая вопрос о взаимосвязи международного гу­манитарного нрава и прав человека, а также и специально воп­рос о статусе права на жизнь, Международный суд ООН в своем Консультативном заключении от 8 июля 1996 г. указал, что положения Международного пакта о гражданских и поли­тических правах, а именно статья 6, запрещающая "произволь­ное лишение жизни", применяются и во время войны. В этой '( связи следует сослаться и на статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека п основных свобод, на статью 4 Амери­канской конвенции о правах человека и на статью 4 Африкан­ской хартии о правах человека и нравах народов. Все они исключают возможность приостановления права на жизнь, физи-




§ 4. Юридические основания и принципы уголовной ответственности 549

ческую неприкосновенность н ряда других прав человека и тем самым признают их действие и защиту в период воору­женных конфликтов. Вместе с тем важно отметить, что приме­нительно к ситуации вооруженного конфликта необходимо точ­ное определение субъектов права па жизнь, поскольку убий­ство лиц из состава вооруженных сил противника считается законным. Исходя из этой особенности в гуманитарных (Гааг­ских и Женевских) конвенциях уточняется круг покровитель­ствуемых лиц, на жизнь которых запрещено покушаться. К ним относятся раненые, больные, военнопленные, гражданские лица, а также убийство противника, сложившего оружие, сдав­шегося или не имеющего возможности защищаться. Запреща­ются действия, имеющие целью вызвать голод среди граждан­ского населения, разрушение объектов и установок, необходи­мых для выживания граждан и др. Провозглашение нрава на жизнь и его реальная защита были бы недостаточными без указанных уточнений.

Положенные в основу международного гуманитарного пра­ва принципы и нормы, призванные защищать право на жизнь, становятся последней преградой на пути варварства и ужасов, к которым ведет война. Соблюдение этих норм не только защи­щает человеческую жизнь и среду обитания во имя сохранения жизни, но и способствует поддержанию нравственно-психоло­гического климата в обществе в режиме гуманности и состра­дания.

Наши рекомендации