Участники вооруженного конфликта.

Важнейший принцип права вооруженных конфликтов — ведений военных действий только против вооруженных сил неприятельского государства, но не против мирного населения, которое считается не прикосновенным. Война должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств. Введено принципиальное различие между различными категориями лиц — вооруженными силами и населением, не относящимся к вооруженным силам (гражданским населением). Участниками войны является не все население воюющих государств, а только его определенная часть — законные частники войны, действия которых имеют государственный характер. Тотальная война (в которой не проводится различия между граж­данским населением и вооруженными силами) запрещена и считается преступлением.

В зависимости от причастности к боевым действи­ям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все законные участники войны де­лятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, имеющие право вести непосредственные бое­вые действия против неприятеля с оружием в руках (Дополнительный протокол I). Применение физического насилия (оружия) вплоть до уничтожения возможно только по отношению к комбатантам. Попав в плен, эти лица приобретают статус военнопленных. В соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I к комба­тантам относятся:

1. Личный состав регулярных вооруженных сил (армии, авиации, флота).

2. Личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входя­щих в состав вооруженных сил воюющих государств; граждане нейтральных и других невоюющих стран, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства.

3. Члены экипажей судов торгового флота; члены экипажей гражданской авиации воюющих сторон.

4. Население неоккупированной территории, которое при прибли­жении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

5. Лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но не принимающие участия в боевых действиях (сопровождающие армию, но не входящие в состав вооруженных сил): гражданские лица, включенные в состав экипажей военных самолетов; военные корреспонденты; личный состав рабочих команд, осуществляющих бытовое обслуживание вооруженных сил.

6. Участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, внутренних вооруженных конфликтов (гражданских войн и военных мятежей массового характера).

7. Личный состав Вооруженных сил ООН и многонациональных сил, сформированных по мандату Совета Безопасности для проведе­ния операций по поддержанию мира.

8. Военные корабли и военные летательные аппараты.

9. Личный состав ополчений, добровольческих отрядов, организо­ванных движений сопротивления, действующих на своей собствен­ной территории или вне ее, а также партизаны (партизанские отряды),

Комбатанты наделены правом вести боевые действия с оружием в руках, наносить ущерб и физически уничтожать противника; на них распространяются законы и обычаи войны и защиты в плену.

Военный разведчик — комбатант, законный участник войны. Это лицо из состава вооруженных сил одного из воюющих государств, ко­торое собирает сведения в районе действия противника и носит фор­му своей армии.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо из состава вооруженных сил, которое действует тайным образом или под ложным предлогом, и собирает на территории одной из воюющих сторон сведения для переда-;:ii их другой стороне. Определение лазутчика дано в ст. XXIX Прило­жения к Гаагской конвенции IV 1907 г., — это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В статье XXIX Приложения и в ст. 46 Дополнительного протокола I подчеркивается, что если лазутчик при сборе сведений попадает в руки противника, он не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом (привлекать к уголовной ответственности за шпио­наж). Однако даже лазутчик, пойманный на месте, не может быть на­казан без предварительного суда (ст. XXX Приложения). Главное отли­чие военного разведчика от лазутчика (шпиона) — открытое ношение военной формы, свидетельствующей о его принадлежности к воору­женным силам определенной воюющей стороны.

Иностранные военные советники и инструкторы — это гражданские лица или военнослужащие другого государства, которые в соответст­вии с международными договорами находятся при политическом ру­ководстве (советники) или военном командовании (инструкторы) одной из воюющих сторон. Цель направления таких лиц — предостав­ление политических советов руководству, обучение личного состава вооруженных сил данной воюющей стороны, оказание помощи в ос­воении боевой техники. Правовой статус военных советников и инст­рукторов закрепляется в двусторонних соглашениях между заинтере­сованными государствами.

Общепризнанное положение — эти лица не входят в состав воору­женных сил воюющих сторон. Могут носить личное оружие и приме­нять его в целях самообороны. В принципе, по своему правовому ста­нсу они приближаются к некомбатантам. Однако если советники и инструкторы принимают непосредственное участие в военных действиях, они считаются комбатантами; при попадании в руки противни­ки приобретают статус военнопленных.

Волонтер (доброволец) — лицо, проживающее в иностранном государстве, но по политических или иным мотивам (за исключением материальных) изъявившее желание поступить на действительную военную службу в армию одной из воюющих сторон. Включаются в списочный состав вооруженных сил данной стороны, теряют статус лиц нейтрального государства, являются законными комбатантами и на них распространяются законы и обычаи войны. Их статус определен Гаагской конвенцией V 1907 г. и Женевскими конвенциями: «...отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на одного из воюющих. Если такое лицо добровольно вступает в одного из воюющих, оно утрачивает статус лица нейтрального государства».

Наемник — это лицо, специально завербованное для участия в боевых действиях с целью получения материальной выгоды. Принципиально отличается от волонтера, военного советника и инструктора Дополнительный протокол I в ст. 47 содержит следующее определе­ние: «Наемник — это любое лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;

2) фактически принимает непосредственное участие в боевых дейст­виях;

3) принимает участие в военных действиях, руководствуясь же­ланием получить личную выгоду, и которому воюющей стороной обе­щано материальное вознаграждение, существенно превышающее то, которое выплачивается комбатантам того же ранга, входящим в лич­ный состав вооруженных сил данной стороны;

4) не является ни граж­данином воюющей стороны, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой данной стороной;

5) не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

6) не послано невоюю­щим государством для выполнения официальных обязанностей в ка­честве лица, входящего в состав вооруженных сил этого государства».

Наемник не находится под покровительством международного права, не является законным комбатантом, на него не распространя­ются законы и обычаи войны. При попадании в руки противника на­емник не может претендовать на статус военнопленного; должен при­влекаться к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

В 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещений вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. По сравнению с Дополнительным протоколом I Конвенция расширяет понятие наемничества. К категории наемников относятся не толь­ко лица, непосредственно участвующие в вооруженных конфликтах в целях получения личной выгоды, но и лица, завербованные для участия в актах насилия, направленных на свержение правительств какого-либо государства, подрыв его конституционного строя или нарушения его территориальной целостности и неприкосновенное? Государства не вправе заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать и предотвра­щать подобные действия; объявлять наемничество уголовно наказуемым деянием; сами наказывать наемников или производить их экст­радицию (выдачу) потерпевшему от этого преступления государству.

Конвенция 1989 г. вводит ряд новых составов преступлений, свя­занных с наемничеством. Преступными и подлежащими наказанию являются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществ­ляющих их вербовку, финансирование и обучение; попытки соверше­ния указанных действий и соучастие в их совершении. Все эти деяния (как и само наемничество) подпадают под действие принципа универ­сальной юрисдикции: каждое государство обязано установить свою юрисдикцию над любым из перечисленных в Конвенции деяний, если обвиняемый находится на его территории.

Парламентер — это лицо, «уполномоченное командованием одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой».

Некомбатанты (несражающиеся) — это лица, правомерно находя­щиеся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, обслуживаю­щие и обеспечивающие боевую деятельность вооруженных сил, но не принимающие непосредственного участия в боевых действиях: интенданты, банно-прачечные отряды, полевые кухни, военные юристы, санитарный и медицинский персонал, похоронные команды, духовенство, госпитальный и санитарный транспорт. Не имеют права участвовать в военных действиях и не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника.

Некомбатанты вправе носить личное оружие и использовать его самообороны. Если в силу обстоятельств некомбатанты вступают в непосредственные боевые действия, — они автоматически приобретают статус комбатантов. На них распространяются законы и обычаи войны, режим военного плена (за исключением медицинского и духовного персонала, который и в плену продолжает выполнять свои непосредственные обязанности).

Наши рекомендации