Создание и компетенция Международного уголовного суда

Длительное время создание Международного уголовного суда было одним из спорных вопросов, касающихся взаимосвя­зи и взаимодейств]гя внутригосударственного и международно­го права. На протяжении всей истории человечества обычным и естественным местом уголовного судопроизводства в отно­шении Ътдельных лиц, совершающих преступления, были суды тех или иных стран. До начала XX в. в международном праве не существовало понятия международного преступления. Раз­гром Германии и Японии во второй мировой войне, создание Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, бурное раз­витие международного права и признание ряда противоправ­ных деяний международными преступлениями привели миро­вое сообщество к осознанию необходимости создать постоянно действующий Международный уголовный суд. Это тем более актуально, что многие лица, виновные в преступных нарушени­ях прав человека, совершившие преступления против мира и человечества после принятия Устава ООН и создания Органи­зации Объединенных Наций, остались безнаказанными. Такая ситуация, как уже отмечалось, складывается в связи с тем, что обычно эти преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не при­влекают их к ответственности. Совершенно очевидно, что суды



§ 3 Ссндашю и компетенция Международного уголовного суда



государств никогда не будут эффективными органами но раз­решению дел о международных преступлениях, особенно тех из них, которые инспирированы государствами и совершаются его официальными лицами.

Более того, многие международные преступления были совершены уже в самое последнее время. В 1993 г. по реше­нию Совета Безопасности был создан временный Международ­ный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ви­новных в преступных нарушениях прав человека на террито­рии бывшей Югославии.

18 месяцев спустя в ноябре 1994 г. Совет Безопасности учредил Международный трибунал по Бурунди для привлече­ния к ответственности лиц за массовые убийства, совершенные как в Бурунди, так и в соседних странах. Работа этих Трибуна­лов выявила серьезные проблемы: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям; административные и технические трудности. Создание таких структур не сняло с повестки дня международного сообщества вопрос об учрежде-|| нии постоянно действующего Суда.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея приняла решение учре­дить подготовительный комитет в целях выработки окончатель­ного текста Статута Международного уголовного суда, прием­лемого для большинства государств. Подготовительный коми­тет в течение двух лет разрабатывал проект Статута и в апреле 1998 г. завершил эту работу.

15 июня — 17 июля 1998 г. проект обсуждался на между­народной конференции в Риме, для участия в которой были приглашены все государства — члены ООН и ее специализи­рованных учреждений. В результате широкого и детального рассмотрения проекта за его принятие высказалось 120 госу­дарств, 21 государство воздержалось, а семь голосовали про­тив. Ряд стран не поддержал принятие Статута Суда, ссылаясь на принцип суверенитета и опасаясь, что их граждане, включая высших должностных лиц, могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдик­цию Суда.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в

Создание и компетенция Международного уголовного суда - student2.ru



Глава XVII. Ответственность .за нарушения прав человека



развитии межгосударственных отношении и международного права. Впервые после того, как гитлеровские военные преступ­ники предстали перед трибуналом в Нюрнберге, международ­ное сообщество подавляющим большинством голосов приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая будет выносить приговоры всем тем, кто виновен в развязывании агрессивных войн; совершении воен­ных преступлений и преступлений против человечности неза­висимо от их должностного положения. Юрисдикция Суда обширна.

В Статуте Международного уголовного суда сформули­рованы составы, охватывающие практически все серьезные пре­ступления, вызывающие озабоченность мирового сообщества. Многие из них впервые закреплены в международном зако­не, которым будет являться Статут после его ратификации 60 государствами и вступления тем самым в силу (ст. 114). При этом перечень таких преступлений может быть пересмот­рен не ранее чем через семь лет после вступления в силу Статута.

Этот международный договор подтвердил принцип инди­видуальной уголовной ответственности физических лиц за со­вершение международных преступлений (ст. 23). Такой ответ­ственности подлежат не только непосредственные исполнители преступлений, но и те, кто отдает приказ.

В современном мире, накануне XXI в., происходят важные сдвиги в международных отношениях. Разобщенность госу­дарств и противоборство различных социальных систем посте­пенно сменяются сознанием общности всех народов и необхо­димости совместного решения глобальных проблем, включая создание международной системы, обеспечивающей надежную защиту основных прав и свобод человека.

Во всех государствах должны действовать схожие законы, общепризнанные правовые принципы и нормы. Разумеется, в условиях различия социальных систем, уровней экономическо­го развития, национального состава населения, культурных тра­диций, исторических особенностей развития добиться полного совпадения всех законов не удастся. Однако уже взятые на себя государствами международные обязательства позволяют с уверенностью говорить об успешном продвижении сообще-



§ 3. Сшдапис и компетенция Международного уголовного суда



ства народов к единому правовому пространству. Особенно успешно такое пространство создается в рамках ряда европей­ских региональных организаций.

Сближение правовых норм и принципов происходит во многих отраслях права. Однако основу такого сближения со­ставляют права человека, в особенности гражданские и полити­ческие. Именно в этом направлении наиболее успешно разви­вается сотрудничество государств в рамках Совета Европы, ОБСЕ и других региональных организаций.

Создание единого правового пространства — долгосроч­ная цель, и путь к нему лежит через преодоление многих слож­ностей и поиски компромиссов. Разумеется, различия в право­вых системах сохранятся, однако будет достигнуто единообра­зие в толковании и применении согласованных норм междуна­родного права.

Для дальнейшего развития этого процесса следует конк­ретизировать нормы и принципы международного права, зак­репленные во Всеобщей декларации прав человека, Пактах о правах человека и в других международных соглашениях в рассматриваемой области. Без подобной детализации невозмож­но создать единое глобальное правовое пространство, в кото­ром действовали бы одинаковые или схожие законы.

Как уже отмечалось, за последние годы многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам чело­века, были конкретизированы в рамках региональных органи­заций. К ним относятся нормы, касающиеся выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собствен­ности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно и др. Такая конкретизация должна проходить также па универсальном уровне, и прежде всего в рамках ООН. Пос­ледующая инкорпорация согласованных и детализированных норм по правам человека в законодательстве всех стран будет способствовать сближению их правовых систем, повсеместному укреплению демократии и надежной защите основных прав и свобод человека.

Особенно важно признание всеми государствами приори­тета международного права над внутригосударственным. Та­кое признание будет способствовать непосредственному при­менению принципов и норм международного права в судебной и административной практике каждого государства.

Права человека



Глава XVIII. Права человека и гуманитарное право



Процесс создания единого глобального правового простран--ства зависит и от коренного улучшения работы международ-1 ных контрольных органов по правам человека и наделения их! компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого они должны отказаться | от части своих суверенных прав и решиться на предоставление | международным органам по правам человека властных полно-, мочий.

Важным этапом развития этого процесса стало принятие Статута Международного уголовного суда. Его юрисдикция распространяется на широкий круг преступлений, совершение которых отныне влечет уголовную ответственность как офи­циальных, так и частных лиц. Тем самым соблюдение меж­дународной законности, признанных принципов и норм при­обретает реальные черты. Активизация международного со­трудничества в этой области приведет к пресечению тягчай­ших преступлений, угрожающих всеобщему миру и безопас­ности, посягающих на само существование человеческой лич­ности .

Наши рекомендации