Понятие, сущность, задачи и формы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры с органами про­куратуры других стран

В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Гене­ральная прокуратура в пределах своей компетенции осуществ­ляет прямые связи с соответствующими органами других госу­дарств и международными организациями. Такие связи стали необходимыми, поскольку преступность стала все больше при­обретать международный характер.

Вести борьбу с такими преступлениями как наркобизнес, фальшивомонетничество, угон самолётов, отмывание денежных средств, добытых преступным путём, терроризм, браконьерство оказалось невозможным силами и средствами одного государст­ва. Преступные организации стали создавать свои сообщества на территориях приграничных государств, что способствует их руководителям безнаказанно руководить преступными группи­ровками, находясь при этом за пределами досягаемости. При отсутствии сотрудничества друг с другом государства оказались бессильными эффективно пресекать преступления, вылавливать опасных преступников, добиваться их привлечения к уголовной ответственности. Это заставило правительства, правоохрани­тельные органы искать пути консолидации своих сил и возмож­ностей, заключать соглашения о правовой помощи, вступать в конвенции по защите наиболее важных ценностей, имеющих планетарное значение. С другой стороны развитие гуманистиче­ских идей потребовало обеспечения защиты прав человека и с этой целью заключения межгосударственных договоров, кото­рые бы предусматривали возможность правовой защиты лиц. совершивших преступления.

Прокуратура, являясь частью правоохранительной системы, совместно с другими органами участвует в мероприятиях, про-

водимых международным сообшествам или региональными группами государств.

К числу таких относятся объединение усилий в интересах борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, угоном авиа-лайнсров.

Большое значение имеет взаимодействие в розыске опасных преступников, предотвращение на основе взаимной информации тяжких преступлений. Вступление России в Интерпол требует от прокуратуры усиления надзора за законностью процессуаль­ной деятельности и оперативно - розыскных мероприятий, про­водимых при участии Российских следственных органов и опе­ративно - розыскных подразделений. Среди мероприятий, про­водимых при участии прокуратуры, можно назвать осуществле­ние действий, направленных на борьбу с такими экономически­ми преступлениями как контрабандный вывоз стратегического сырья, незаконный оборот оружия и наркотиков, совместный контроль за раскрытием тяжких преступлений.

Наибольшую роль в международном сотрудничестве проку­ратура играет при оказании правовой помощи в гражданских, семейных, миграционных отношениях. Для совершенствования совместной деятельности прокуратур в декабре 1997 года был создан Координационный Совет Генеральных прокуроров СНГ, которому надлежало обеспечивать сотрудничество в скорейшем разрешении вопросов экстрадиции преступников, их розыске, проведении следственных мероприятий и т.д. Имеется опреде­ленный опыт сотрудничества с такими государствами как Гре­ция, Израиль, Саудовская Аравия, которые оказывали необхо­димую помощь в пресечении преступлений, выдаче опасных преступников в руки правосудия российским правоохранитель­ным органам. К сожалению, серьезным препятствием в осуще­ствлении сотрудничества в борьбе с экономическими преступ­лениями являются различия в законодательстве, а также нераз­витость договорных отношений, которые в основном носят еди­ничный характер.1'"'

2. Организации уголовно-процессуалыюго взаимодейст­вия Генеральнойпрокуратуры и уголовно-процессуальных органов других стран.

Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М„ 2001; Прокурор­ский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1999.

В УПК РФ, разделе XVIII, урегулирован процессуальный порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей, орга­нов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международ­ными организациями. Приказом Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002 года регламентирована организация работы Ге­неральной прокуратуры по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.1 ' Этим Приказом установ­лен порядок рассмотрения и направления запросов об оказании правовой помощи, международных следственных поручений, ходатайств, об организации международного розыска лиц и предметов, выдаче отдельных лиц для уголовного преследова­ния или исполнения приговора, а также по иным вопросам уго­ловного преследования.

На основании ст. 453 УПК прокурор или следователь могут внести запрос о производстве на территории иностранного госу­дарства компетентным органом или должностным лицом этого государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экс­пертизы или иных процессуальных действий в соответствии с международным договором, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством соответствую­щего органа, в том числе Генеральной прокуратуры, оказывать такую правовую помощь иностранному государству от имени Российской Федерации.

Наиболее часто встречающимися недостатками при направ­лении следственных поручений являются; неправильное наиме­нование международного договора, неверное наименование го­сударства, отсутствие гарантии возмещения расходов, связан­ных с вызовом свидетелей, обвиняемых для производства след­ственных действий. Поступающие международные следствен­ные поручения также нередко имеют существенные недостатки: например, отсутствуют данные о фабуле преступления, его мес­те, времени и способе, не сообщается о причинах и целях хода­тайства, отсутствуют указания на факты, подлежащие выясне­нию, нет полного перечня истрсбуемых документов и т.д.

Запрос направляется через Генеральную прокуратуру, а в случаях, не требующих судебного решения или согласия проку­рора, непосредственно правоохранительным органом (МВД,

Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002.

ФСБ и др.). Запрос должен иметь содержание и форму, преду­смотренную ст. 454 УПК, в котором, в частности, указываются данные о лицах, в отношении кого направляется запрос, изло­жение подлежащих выяснению обстоятельств, перечень запра­шиваемых документов, вещественных и иных доказательств, сведения о фактических обстоятельствах совершённого престу­пления, его квалификации, текст соответствующей статьи Уго­ловного кодекса, сведения о размере причинённого преступле­нием ущерба.

Генеральная прокуратура рассматривает запрос компетент­ного органа иностранного государства об осуществлении уго­ловного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории этого государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. При удовлетворении запроса производится предварительное следст­вие и судебное разбирательство по УПК РФ.

Правоохранительные органы от имени Российской Федера­ции могут направлять запросы иностранному государству о вы­даче лиц для уголовного преследования или исполнения приго­вора суда. Основанием запроса является международный дого­вор с этим государством или письменное обязательство Гене­рального прокурора в будущем на основе взаимности выдавать лиц в соответствии с законодательством РФ. При этом деяние запрашиваемого лица является уголовно наказуемым по законам обоих государств с санкцией статьи не менее одного года лише­ния свободы, или, если лицо было осуждено, то срок должен быть не менее шести месяцев лишения свободы. Запрос произ­водится через Генерального прокурора и в нём указываются все необходимые сведения о лице, в отношении которого направлен запрос, изложение фактических обстоятельств и правовая ква­лификация деяния с приведением текста закона и указанием санкций, сведений о причинённом ущербе. К запросу прилагает­ся копия постановления судьи об избрании меры пресечения заключения под стражу. В случае запроса об экстрадиции лица, в отношении которого вынесен приговор, вступивший в закон­ную силу, должна быть приложена копия приговора и справка о не отбытом сроке наказания. Решение о выдаче по запросу об экстрадиции лица, находящегося на территории Российской Фе­дерации, производится на основании международного договора или на основе взаимности с соблюдением правовых гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 462 УПК РФ, Генеральным прокуро-

ром Российской Федерации. Генеральный прокурор отказывает в выдаче лица, являющегося гражданином РФ, лицом, получив­шим политическое убежище, а также, если истек срок давности уголовного преследования или суд своим решением, вступив­шим в законную силу, установил препятствия для выдачи дан­ного лица иностранному государству. Порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции установлен Указанием Генерального прокурора РФ №32/35 от 20 июня 2002 года. Важное содержание имеет письмо управления Генераль­ной прокуратуры Сибирского федерального округа о выполне­нии требований ст. 96 УПК РФ об извещении посольств и кон­сульств иностранных государств о задержании гражданина или подданного другого государства в связи с подозрением в совер­шении преступления в срок не позднее 12 часов с момента за­держания. В письме сообщаются сведения о сроках извещения о задержании в соответствии с существующими Консульскими конвенциями.

Контрольные вопросы:

1. Что дает сотрудничество Генеральной прокуратуры и ор­ганов прокуратуры других стран?

2. Как осуществляется уголовно-процессуальное сотрудни­чество между правоохранительными органами России и органа­ми, осуществляющими расследование уголовных дел в других странах?

Литература к главе 12

1. У ПК РФ, раздел ХУ111.

2. Международные акты о правах человека. Сборник доку­ментов. М.,1998.

3. Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002. «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголов­ного судопроизводства».

4. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилёва. М., 1999. С. 350-378.

5. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001. С. 356-366.

Наши рекомендации