Значение судебно-арбитражной практики в правовом регулировании налоговых отношений
Вопросы по дисциплине
«Арбитражная практика рассмотрения налоговых споров»
1. Арбитражный процесс: понятие, система арбитражных судов в РФ, подведомственность и подсудность дел арбитражным судам.
Формы разрешения экономических споров
- Юрисдикционная форма защиты
- Неюрисдикционные формы защиты
Арбитражные суды в РФ: система, структура, полномочия
Арбитражный процесс.
Понятие подведомственности дел арбитражным судам. Виды подведомственности дел арбитражным судам
Понятие и виды подсудности в арбитражном судопроизводстве.
- Родовая подсудность
- Территориальная подсудность и ее виды.
2. Налоговые споры: понятие и виды.
Понятие налоговых споров.
Классификация налоговых споров.
Предпосылки возникновения споров.
Доказательства и доказывание по налоговым спорам.
1. Понятие доказывания. Предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию.
2. Значение правовых презумпций в распределении бремени доказывания. Их виды.
3. Распределение бремени доказывания по налоговым спорам между субъектами доказывания
3. Использование различных видов доказательств при доказывании по налоговым спорам
Относимость и допустимость доказательств
Средства доказывания
Особенности судебного разбирательства по налоговым спорам.
Судебное разбирательство и его части:
Подготовительная часть
Рассмотрение дела по существу
Судебные прения
Вынесение и оглашение решения.
Судебное решение и его части.
Производство по делам об оспаривании нормативно-правовых актов.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Производство по делам об обжаловании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) налоговых органов.
Порядок рассмотрения дел. Право на обращение в АС; требования, предъявляемые к заявлению.
Особенности судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) налоговых органов. Вынесение решения.
Дела об административных правонарушениях.
Дела о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрение дел об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности.
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций.
Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судебное разбирательство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Примеры арбитражной практики взыскания отдельных налогов (НДС, НДФЛ и др.)
Значение судебно-арбитражной практики в правовом регулировании налоговых отношений.
Постановления арбитражных судов.
Постановления Пленума ВАС РФ: статус в системе судебных актов.
Влияние арбитражной практики на решение налоговых споров.
Пояснение к вопросам.
1. Арбитражный процесс: понятие, система арбитражных судов в РФ, подведомственность и подсудность дел арбитражным судам.
Формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные. К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, переговоры, иные виды разрешения споров.
Урегулирование и разрешение споров во внесудебном порядке означает, что спор разрешается без непосредственного участия и руководства процессом со стороны арбитражного суда. То есть это те способы, которые могут использоваться для разрешения гражданско-правовых споров по соглашению сторон вместо обращения в арбитражные суды и являются действительной и буквальной альтернативой судебному разбирательству в арбитражном суде (к таковым, в частности, относят разбирательство дела в третейском суде, заключение внесудебных мировых соглашений, проведение переговоров, обращение к посреднику).
Претензионный порядок можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам.
В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:
1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
3) арбитражные апелляционные суды;
4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).
Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.
Состав Высшего Арбитражного Суда РФ:
- Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В соответствии со ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. К числу источников норм отнесены также международные договоры Российской Федерации.
группы полномочий:
1) полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:
- Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
- Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
- Арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
2) полномочия, свойственные всем арбитражным судам:
- разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;
- пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
- изучают и обобщают судебную практику;
- подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- ведут статистический учет и анализируют судебную статистику своей деятельности;
- осуществляют международные связи в установленном порядке.
Арбитражный процесс - регулируемая нормами арбитражного процессуального права система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.
Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Если нормы о подведомственности устанавливают круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов, как отдельной системы юрисдикционных органов, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов.
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различных уровней (предметную компетенцию). Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.
2. Налоговые споры: причины возникновения, понятие и виды.
Налоговым является только тот спор, который вытекает:
1) из налоговых правоотношений, а именно из отношений по установлению, взиманию и введению налогов на территории РФ;
2) из отношений, вытекающих по поводу осуществления налогового контроля, включая обжалование этих действий, а также бездействие должностных лиц;
3) из отношений вытекающих из привлечения н/п к ответственности налоговой.
Во всех иных случаях возникающих между н/п и налоговым органом споры (при нарушении с кассовым оборудованием, при регистрации юр.лиц) данные споры налоговыми НЕ БУДУТ!
Кол-во налоговых споров постоянно увеличивается и происходит это по нескольким причинам:
1) усложняется порядок исчисления налога, а юридическая техника совершенствования законов развивается медленно, это порождает пробелы в праве, ошибочное толкование законов и иные разночтения между н/п и нал. органом;
2) налоговые санкции взыскиваются с н/п только в судебном порядке в соответствии со ст. 114 НК РФ;
3) далеко не всегда претензии налоговых органов бывают обоснованными.
Налоговые споры можно разделить на несколько групп:
1) по инициатору: налоговые органы (81%), н/п – это споры о взыскании обязат. платежей, санкций, а н/п обращаются с требованием об оспаривании решения н.о., введения обеспечительных мер, возврата из бюджета излишне уплачены сумм.
2) предмет требования:
· Заявление – признание незаконным действием налоговых органов;
· Заявление об оспаривании решения налоговых органов об отказе возврата из бюджета излишне уплаченных сумм;
· Заявление об обеспечительных мерах;
· Заявление об признание незаконного действия налогового органа по результатам проверок;
· Иски об взыскании %-ов за несвоевременный возврат сумм из бюджета.
3) по предмету разногласий между н/п и налоговым органом:
1. Споры по вопросам права (разногласия связанные с различными толкованиями или применением норм материального права).
Основными предпосылками возникновения указанных споров являются:
- чрезмерная массивность, сложность и довольно низкое качество отечественного
налогового законодательства, обусловливающие различное толкование содержания и смысла многих его норм работниками налоговых органов, организаций-налогоплательщиков, представителями адвокатского корпуса;
- отсутствие у работников налоговых органов и налогоплательщиков необходимых навыков системного применения норм налогового, финансового, гражданского и иного законодательства, прямо или косвенно регулирующих деятельность субъектов налоговых отношений;
- нестабильность и противоречивость судебной практики разрешения споров по вопросам применения и толкования отдельных норм материального права;
- явное или скрытое игнорирование отдельными должностными лицами налоговых органов формируемых Конституционным, Высшим Арбитражным и Верховным Судами РФ, федеральными арбитражными судами округов правовых позиций по вопросам применения спорных норм материального права.
С практической точки зрения источники правового регулирования налоговых отношений можно разграничить на две большие группы:
а) нормативные;
б) судебные (прецедентные).
Нормативные источники - это нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие налоговые отношения. К ним относятся следующие.
1. Конституция РФ - главный нормативный правовой акт нашей страны, который имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ содержит ряд норм прямого действия, которые регулируют налоговые правоотношения и применяются на всей территории РФ.
2. Законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное законодательство), которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
3. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное законодательство), состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, регулирующее налоговые правоотношения на уровне субъектов РФ.
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (местное законодательство)
5. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые, согласно НК РФ, могут регулироваться только федеральными законами.
6. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.
7. Международные договоры РФ по вопросам налогообложения
К судебным источникам правового регулирования налоговых отношений относятся следующие:
1. Решения Конституционного Суда РФ, который выявляет конституционный смысл правовых норм федерального и регионального налогового законодательства, дает им конституционное толкование, а также проверяет их на соответствие Конституции РФ. В случае несоответствия каких-либо правовых норм требованиям Конституции РФ Конституционный Суд РФ лишает их юридической силы.
2. Судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства.
3. Постановления федеральных арбитражных судов округов по вопросам применения норм налогового законодательства.
2. Споры по вопросам факта ( связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое и косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности н/п, пример: касающихся содержания, сущности и параметров совершенных н/п хоз-ых операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов н/о )
Общая технология разрешения налоговых споров по вопросам факта сводится к выполнению следующей последовательности действий:
1) на первом этапе исходя из сущности спорного правоотношения уясняется предмет доказывания по возникшему налоговому спору;
2) далее необходимо выяснить, устанавливает ли закон какие-либо правовые презумпции о наличии либо отсутствии юридических фактов, входящих в предмет доказывания по данному налоговому спору;
3) далее выясняется, каким образом закон распределяет между спорящими сторонами бремя (обязанность) доказывания (и, соответственно, опровержения) юридических фактов и презумпций, входящих в предмет доказывания по делу;
4) потом определяются стандарты (критерии) доказывания и (или) опровержения требуемых юридических фактов и существующих правовых презумпций;
5) затем на основе анализа всей полученной выше информации определяются требования к доказательственной базе, которую должны будут представить стороны с целью подтверждения (или опровержения) входящих в предмет доказывания по налоговому спору юридических фактов и презумпций;
6) и, наконец, судья непосредственно исследует и оценивает заявленные сторонами доводы, обосновывающие их требования и (или) возражения, и представленные ими доказательства и на основе такой оценки делает вывод о доказанности либо недоказанности необходимых юридических фактов и опровержении презумпций.
4) Процедурные споры: - это налоговые споры, в которых налогоплательщик оспаривает правомерность актов, решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, ссылаясь на допущенные налоговым органом нарушения установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях. Изучение и анализ практики рассмотрения названной категории налоговых споров показывают, что суды довольно часто игнорируют допущенные налоговыми органами процедурные нарушения, мотивируя это тем, что соответствующие нарушения являются несущественными и в целом не повлияли на законность и обоснованность привлечения налогоплательщика к ответственности.
На практике обычно споры имеют комбинированный характер.