Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений

В настоящее время остается спорным вопрос: является ли су­дебная и арбитражная практика источником права. Одни ученые в прежние годы и сейчас считают судебную практику и прежде все­го постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ источниками права и даже выдвигают пред­ложения законодательно закреплять их в качестве таковых. Другие ученые, не отрицая роли судебной практики в формировании зако­нодательства, не рассматривают ее в качестве источника.

Причем рассматривают судебную практику в качестве источ­ника права такие авторитетные ученые и практические деятели, как В. Ф. Яковлев, В. М. Жуйков. Это объясняется общей тенден­цией возрастания роли прецедентов в судебных системах романо-германской правовой семьи, интеграцией российской правовой си­стемы в общеевропейское правовое пространство, востребованно­стью в таком качестве судебной практики в современной судебной системе России.

Итак, в нашей правовой системе сложилась парадоксальная си­туация, когда официально в нормах позитивного права прецедент отсутствует, но в практической судебной деятельности никто не от­рицает фактическое правовое значение судебной практики.

Деятельность судебных и арбитражных органов по разрешению экономических, земельных споров сельскохозяйственных ком­мерческих организаций с их контрагентами, по рассмотрению дел о признании недействительными актов государственных органов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные ин­тересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеет боль­шое значение для правового регулирования аграрных отношений, Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений - student2.ru Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений - student2.ru Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений - student2.ru стабилизации агропромышленного производства и его дальнейше­го развития.

Особо важную роль в регулировании общественных отноше­ний в сельском хозяйстве играют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения и руко­водящие указания судам по вопросам применения действующего законодательства и разрешения той или иной категории дел. На­пример, длительное время действовавшее и ныне утратившее силу постановление Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О не­которых вопросах, возникающих у судов при применении законо­дательства о земельной реформе»1, в котором обобщена деятель­ность судов по разрешению споров в данной сфере отношений.

Так, в результате проведения земельной и аграрной реформ и изменения всей системы отношений в агропромышленном комп­лексе у судов возникли вопросы, связанные с определением под­ведомственности заявленных требований. В целях защиты прав и охраняемых законом интересов собственников земельных участ­ков, землевладельцев, землепользователей и предотвращения слу­чаев необоснованного отказа в правосудии Пленум Верховного Суда РФ дал судам следующие разъяснения по вопросам разгра­ничения подведомственности дел судам и арбитражным судам:

1) Суд вправе принять к производству и рассмотреть по суще­ству дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимаю­щихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а так­же по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.

Судам, в частности, подведомственны:

а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том чис­ле для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

б) жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключен­ного договора аренды земли;

в) требования о признании неправомерным прекращения мест­ ной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их арендой;

г) жалобы собственников земельных участков и землепользо­вателей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства кото­рого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

д) жалобы собственников земли, арендаторов о признании не­ действительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;

е) требования о признании преимущественного права насле­дования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства; а также о преимущественном праве на­ следования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животно­водства, а также о наследовании права аренды и иные дела с уча­стием граждан.

2) Арбитражным судам подведомственны споры и жалобы, свя­занные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельны­ми отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, само­стоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство.

Постановление содержит также разъяснения о порядке рассмо­трения судом заявления гражданина в случае отказа в предостав­лении ему земельного участка местной администрацией. В таком заявлении обязательно должны быть указаны цель использования и размеры земельного участка, который истец просит обязать мест­ную администрацию предоставить ему в собственность или по­жизненное наследуемое владение, а также местоположение этого участка. Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, необходимо Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений - student2.ru выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, раз­мер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реаль­ную возможность предоставления ему этого участка. Решая вопрос о законности и обоснованности отказа местной администрации в предоставлении гражданину земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, суду необходимо учиты­вать, что в силу ст. 58 ЗК РСФСР (утратил силу) право на получе­ние земельного участка для этих целей предоставлено гражданам, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшим специальную подготовку, причем преимуществом обладают граж­дане, проживающие в данной местности. Иные дополнительные условия не должны выясняться судом при рассмотрении этой кате­гории дел, так как не имеют значения для разрешения спора по су­ществу.

Положения о разграничении подведомственности дел судам и арбитражным судам освещены в постановлении Пленума Верхов­ного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ав­густа 1992 г. № 12-12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». В постановлении, в частности, го­ворится, что, когда в законодательстве подведомственность опреде­лена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда име­ется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, сле­дует руководствоваться законодательными актами, определяющими компетенцию судов и арбитражных судов, исходя при этом из субъ­ектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

В настоящее время разграничение подведомственности дел ар­битражным судам и судам общей юрисдикции регулируется граж­данским процессуальным и арбитражным процессуальным законо­дательством. В основе разграничения подсудности лежат характер спорных правоотношений и их субъектный состав. Так, согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по эко­номическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбит­ражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Фе­дерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, го­сударственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юри­дического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28 февраля 1995 г. № 5 «О некоторых вопросах, связанных с вве­дением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства
признается предпринимателем с момента его государственной ре­гистрации.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением земельного законодательства» даны разъяснения отно­сительно разрешения споров, связанных с применением норм Зе­мельного кодекса РФ.

Наши рекомендации