Конституционно-правовой статус республик в составе РФ

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 22 республики.

Республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения. Все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией Республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Республика обладает территориальным верховенством. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов. В конституции республики устанавливается порядок выражения такого согласия. Например, согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 60), изменение территории Республики осуществляется путем референдума.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции. Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 68), республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации определены их конституциями на основе федеральной Конституции и Федеративного договора. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Например, согласно Конституции Бурятии (ст. 63), к исключительному ведению Республики относятся принятие Конституции Республики, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением; и т.д.

37. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

К административно-территориальным единицам РФ относятся(гл. 3):

6 краев (Пр.: Алтайский), 49 областей(Пр.:Амурская, Иркутская, Томская) и 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Конституция устанавливает равенство всех субъектов РФ. Республика имеет конституцию, а иные субъекты – обладают их уставами. Уставу присущи все признаки конституции, некоторые из них называются Основным законом. Устав закрепляет правовой статус соответствующего субъекта РФ, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения, располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.

Каждый субъект РФ образует органы законодательной и исполнительной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, ФЗ, а также уставови законов этих субъектов.

Субъекты РФ вправе иметь свою символику. Края, области, города федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями итд, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения, в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Представители от этих субъектов входят в состав Совета Федерации. Законодательные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы в ГД. Кроме того, законодательные органы и администрация этих субъектов вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится соответственно к компетенции Президента РФ и Правительства РФ.

Края, области, автономная область и автономные округа имеют свои административные центры.

38. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа (гл.3)
В составе РФ выделяется 10 автономных округов (Пр.: Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий).

Кроме 10 автономных округов, в состав РФ входит одна автономная область – Еврейская.

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа. Каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной ФЗ (его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа).

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения автономный округ как самостоятельный и равноправный субъект обладает всей полнотой государственной власти (Можетпередавать осуществление части своих полномочий другим субъектам на добровольной основе по договору или путем принятия закона).

Входящими в состав края, области являются 9 округов (Пр.: Коми-Пермяцкий в Пермской области, Корякский в Камчатской области, Ненецкий в Архангельской области)

Специфика статуса автономных округов, входящих в состав края или области заключается в следующем:

1) вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта. Предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области;

2) вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство. Для изменения статуса автономного округа не требуется согласия или предварительного разрешения края, области;

3) вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами государственной власти.

Предусматривается также возможность регулирования отношений автономных округов, входящих в состав края или области, договорами между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Наряду с этим предусматривается возможность регулирования этих отношений федеральным законом.

Наши рекомендации