Конституционно-правовой статус республик в составе РФ.

В состав РФ входит 21 республика: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарская (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская – Чувашия. (Ст. 65 Конституции РФ).

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Республика – равноправный субъект РФ. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Республика в составе РФ:
1) непосредственно входит в состав РФ,
2) обладает собственной территорией,
3) принимает конституцию,
4) вправе устанавливать свои государственные языки,
5) имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ,
6) образует собственные органы государственной власти,
7) наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти,
8) имеет право на представительство в Совете Федерации,
9) имеет право законодательной инициативы в ГД CФ РФ, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

На основе Конституции РФ статус республики конкретизируется ее конституцией.
Конституция республики в составе РФ:
1) является атрибутом государственности данного субъекта РФ;
2) обладает учредительными свойствами;
3) имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики;
4) принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке;
5) не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов власти;
6) закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;
7) гарантируется Конституционным Судом РФ и республиканскими конституционными судами.

Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ

Территория республики – пространственный предел ее власти.

Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус республики характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

51. Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения.

Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992г. и другими федеральными актами. Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

К административно-территориальным единицам РФ относятся:

6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;

2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

Конституция устанавливает равенство всех субъектов РФ. Республика имеет конституцию, а иные субъекты – обладают их уставами. Уставу присущи все признаки конституции, некоторые из них называются Основным законом, объявляются конституционным или основным правовым актом, государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни соответствующего субъекта. Устав закрепляет правовой статус соответствующего субъекта РФ, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения, располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.

Каждый субъект РФ образует органы законодательной и исполнительной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, федеральных законов, а также уставов края, области, города федерального значения, и законов этих субъектов.

Субъекты РФ вправе иметь свою символику. Края, области, города федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, городами федерального значения, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения, в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Представители от этих субъектов входят в состав Совета Федерации. Законодательные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы в ГД. Кроме того, законодательные органы и администрация этих субъектов вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится соответственно к компетенции Президента РФ и Правительства РФ.

Края, области, автономная область и автономные округа имеют свои административные центры.

http://bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/51.htm

Наши рекомендации