Конституционно-правовые отношения понятие, основание возникновения, изменения и прекращения.
Политические общественные отношения, которые охватываются предметом конституционного права и закрепляются его нормами, можно уже называть конституционно правовыми отношениями
Задачей конституционного права является регулирование механизмов осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Характеристика конституционно-правовых отношений по разным основаниям.
1. По природе конституционно-правовые отношения являются политическими.
2. По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:
а) связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;
б) связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;
в) по поводу государственного устройства Российской Федерации;
г) связанные с установлением системы, порядка формирования,
принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. По степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные.
Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния. Такие отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Более того, им и не требуется совершать какие-либо действия в подтверждение правового состояния( пример-гражданство)
Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно- правовое отношение
не возникает.(Пример - к правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношение в сфере гражданства, если гражданин РФ захочет выйти из гражданства России.
Если спросит: Для этого он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ, его документы пойдут по инстанциям, и конституционно-правовое отношение по мере подготовки вопроса, будут включаться органы внутренних дел, департамент по вопросам гражданства Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ и другие органы, а завершится все изданием соответствующего указа Президента.)
4. По фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические.
Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов управления и т. д.
Динамические отношения возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений. Иначе они возникнуть не могут.
По юридическому значению их делят на материальные и процессуальные. , порождаемые соответственно нормами материального и процессуального права.
По целевому назначению выделяют правореализационные и охранительные конституционные правоотношения.
Такое деление допустимо как условно-научное по той причине, что в жизни любое осуществление конституционно-правовых норм есть и их реализация, и обеспечение (охрана) интересов субъектов правоотношений.
Субъектами конституционно-правовых отношений выступают Российская Федерация, субъекты Федерации, административно-территориальные единицы, физические и юридические лица. Наличие таких субъектов конституционно*правовых отношений, как народ, население, нация (народность, этническая общность), государство.
Основными видами объектов конституционно-правовых отношений являются:
• государственная территория и ее границы;
• материальные блага (природные ресурсы, средства государственной у казны);
• поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.);
• деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций;
• правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.