Единая система органов государственной
властиозначает, что: 1) органы государственной
власти субъектов РФ формируются аналогично фе-
деральным в соответствии с Конституцией РФ и фе-
деральными законами (например, в субъектах РФ
учреждаются высшие органы власти субъекта РФ:
высший исполнительный орган власти, высшее долж-
ностное лицо и законодательный (представитель-
ный) орган; 2) существует вертикальная подчинен-
ность федеральных органов государственной власти
субъектов РФ перед высшими органами власти РФ
(например, органы прокуратуры имеют непосред-
ственную подчиненность Генеральной Прокуратуре
РФ на всей территории РФ, а суды РФ представля-
ют единую систему судебной власти РФ). О
Разграничение предметов ведения и полно- СО
мочиймежду органами государственной власти РФ
и органами государственной власти субъектов РФ
обеспечивает необходимую самостоятельность
и полновластие государственных органов в установ-
ленных пределах, недопустимость произвола в их
деятельности и уважительное отношение к решени-
ям, принятым ими в пределах своей компетенции.
Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осу-
ществляется Конституцией РФ, федеральными за-
конами и федеративными договорами.
Россия - многонациональная страна, поэтому
принцип равноправия народовявляется одним
их основополагающих, обеспечивая право всех на-
родов на сохранение своих культурно-исторических
традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантиру-
ет народам России право на самоопределение, но
без права выхода из состава РФ.
35.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
СУБЪЕКТОВ РФ
Российское государство - это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно са-
мостоятельных территориальных образований,
субъектов РФ.
СубъектРФ - ограниченно правоспособное тер-
риториальное образование, имеющее некоторые
черты государственности, построенное на террито-
риальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ
означает, что они самостоятельны только в преде-
лах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образова-
ния территории субъектов РФ:1) территориаль-
ный принцип; 2) национальный принцип; 3) националь-
но-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принципформирования
субъекта РФ означает, что границы такого субъекта
определяются исключительно наличием значитель-
ной охватываемой территории и большим числом
проживающего населения. По этому принципу, как
правило, образуются края, области, а также города
федерального значения.
Национальный принципозначает, что образо-
вание субъекта РФ связано с особенностями на-
ционального состава населения. Субъекты РФ, об-
разованные согласно национальному принципу,
нередко имеют небольшую территорию, но включа-
ют в себя объединения народов России и потому вы-
делены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный типформирования субъекта РФ
включает в себя черты и национального, и террито-
риального принципа.
Видысубъектов РФ: 1) 21 республика в составе
РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которыхприсутствуют черты государственности, они впра-
ве самостоятельно определять внутреннюю полити-
ку субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ
формируются на основе территориального принципа
и отличаются обширной территорией); 3) 49 об-
ластей (так же, как и края, построены по территориаль-
ному принципу, но обладают сравнительно небольшой
площадью территории); 4) 2 города федерального
значения: Москва, Санкт-Петербург (они причисле-
ны к субъектам РФ только в силу своей значитель-
ной территории и численности населения); 5) Ев-
рейская автономная область (единственный субъект
РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных
округов (они образуются по национальному прин-
ципу и для сохранения исторически сложившихся
взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации диффе-
ренцируется их правовое положение внутри государ-
ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают рес-
публики в составе РФ, а наименьшим - автономные
округа и автономная область, так как они входят
в состав других субъектов РФ (краев и областей),
а значит, частично зависят от решений государствен-
ных органов. Края же и области в составе РФ обла-
дают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают
города федерального значения. Они представляют
РФ и являются ее ≪лицом≫.
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государ-
ственным суверенитетом; 2) не имеют права на са-
моопределение в силу принципа территориальной
целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на
всей территории РФ независимо от субъектов РФ,
в котором проживает гражданин; 4) осуществляют
полномочия в соответствии с федеральным законо-
дательством; 5) все субъекты РФ равноправны.
36. ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ