Единая система органов государственной

властиозначает, что: 1) органы государственной

власти субъектов РФ формируются аналогично фе-

деральным в соответствии с Конституцией РФ и фе-

деральными законами (например, в субъектах РФ

учреждаются высшие органы власти субъекта РФ:

высший исполнительный орган власти, высшее долж-

ностное лицо и законодательный (представитель-

ный) орган; 2) существует вертикальная подчинен-

ность федеральных органов государственной власти

субъектов РФ перед высшими органами власти РФ

(например, органы прокуратуры имеют непосред-

ственную подчиненность Генеральной Прокуратуре

РФ на всей территории РФ, а суды РФ представля-

ют единую систему судебной власти РФ). О

Разграничение предметов ведения и полно- СО

мочиймежду органами государственной власти РФ

и органами государственной власти субъектов РФ

обеспечивает необходимую самостоятельность

и полновластие государственных органов в установ-

ленных пределах, недопустимость произвола в их

деятельности и уважительное отношение к решени-

ям, принятым ими в пределах своей компетенции.

Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осу-

ществляется Конституцией РФ, федеральными за-

конами и федеративными договорами.

Россия - многонациональная страна, поэтому

принцип равноправия народовявляется одним

их основополагающих, обеспечивая право всех на-

родов на сохранение своих культурно-исторических

традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантиру-

ет народам России право на самоопределение, но

без права выхода из состава РФ.

35.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

СУБЪЕКТОВ РФ

Российское государство - это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно са-

мостоятельных территориальных образований,

субъектов РФ.

СубъектРФ - ограниченно правоспособное тер-

риториальное образование, имеющее некоторые

черты государственности, построенное на террито-

риальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ

означает, что они самостоятельны только в преде-

лах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образова-

ния территории субъектов РФ:1) территориаль-

ный принцип; 2) национальный принцип; 3) националь-

но-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принципформирования

субъекта РФ означает, что границы такого субъекта

определяются исключительно наличием значитель-

ной охватываемой территории и большим числом

проживающего населения. По этому принципу, как

правило, образуются края, области, а также города

федерального значения.

Национальный принципозначает, что образо-

вание субъекта РФ связано с особенностями на-

ционального состава населения. Субъекты РФ, об-

разованные согласно национальному принципу,

нередко имеют небольшую территорию, но включа-

ют в себя объединения народов России и потому вы-

делены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный типформирования субъекта РФ

включает в себя черты и национального, и террито-

риального принципа.

Видысубъектов РФ: 1) 21 республика в составе

РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которыхприсутствуют черты государственности, они впра-

ве самостоятельно определять внутреннюю полити-

ку субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ

формируются на основе территориального принципа

и отличаются обширной территорией); 3) 49 об-

ластей (так же, как и края, построены по территориаль-

ному принципу, но обладают сравнительно небольшой

площадью территории); 4) 2 города федерального

значения: Москва, Санкт-Петербург (они причисле-

ны к субъектам РФ только в силу своей значитель-

ной территории и численности населения); 5) Ев-

рейская автономная область (единственный субъект

РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных

округов (они образуются по национальному прин-

ципу и для сохранения исторически сложившихся

взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации диффе-

ренцируется их правовое положение внутри государ-

ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают рес-

публики в составе РФ, а наименьшим - автономные

округа и автономная область, так как они входят

в состав других субъектов РФ (краев и областей),

а значит, частично зависят от решений государствен-

ных органов. Края же и области в составе РФ обла-

дают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают

города федерального значения. Они представляют

РФ и являются ее ≪лицом≫.

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государ-

ственным суверенитетом; 2) не имеют права на са-

моопределение в силу принципа территориальной

целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на

всей территории РФ независимо от субъектов РФ,

в котором проживает гражданин; 4) осуществляют

полномочия в соответствии с федеральным законо-

дательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

36. ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ

Наши рекомендации