Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и формы.
Систематизация – целенаправленная деятельность госорганов и иных субъектов права по упорядочению и приведению Н-ПА в единую согласованную систему.
В результате систематизации:
Отменяются устаревшие, или неэффективные нормативные акты, или их части;
Устраняются противоречия в содержании действующих правовых норм;
Восполняются пробелы в праве;
Вносятся изменения и дополнения в нормативные положения;
Разрешаются юр. коллизии между правовыми актами различных уровней;
Принимаются новые нормативные акты, востребованные реальностью;
Сводятся в упорядоченные группы разновидности нормативных актов;
Формируется последовательно построенная, взаимосогласованная и четкая система нормативных актов, которой свойственны стабильность, полнота, доступность и удобство пользования.
Выделяют три основных вида систематизации:
Инкорпорация -объединение в особом порядке действующих нормативных актов без изменения их содержания и переработки в единые издания. Такими изданиями могут быть:
ü Сборники – упорядоченные издания законов и иных нормативных актов на тематической основе (сборники трудового, семейного и т.п. законодательства);
ü Бюллетени - инкорпорированные издания нормативных актов правотворческих органов на хронологической основе (бюллетени министерств и т.п.);
ü Собрания – инкорпорированные издания нормативных актов высших органов госвласти в хронологическом порядке (собрание законодательства РФ);
ü Свод Законов – официальное систематизированное полное собрание всех без исключения действующих нормативных актов общегос. значения, публикуемое по предметному принципу, т.е. по институтам и отраслям законодательства. Это важнейший вид инкорпорации, источник официального опубликования и результат значительной работы в систематизации законодательства. В США сформировалась традиция издания свода законов, который переиздается каждые 6 лет. В России Свод Законов готовился с 1995 по 1999 гг., однако его издание неэффективно, в связи с тем, что правовая система России до сих пор находится в стадии становления.
Виды инкорпорации по субъектам:
Ø Официальная инкорпорация – осуществляется от имени госорганов, издавших соответствующие нормативные акты;
Ø Официозная (полуофициальная) инкорпорация – осуществляется госорганами по поручению правотворческого органа, но издается без их официального одобрения;
Ø Неофициальная инкорпорация – осуществляется научными учреждениями, издательствами, отдельными авторами по собственной инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.
Ø Консолидация– объединение совокупности нормативных актов, изданных по взаимосвязанным вопросам в единый укрупненный (консолидированный) акт без изменения их содержания. Новый акт полностью заменяет вошедшие в него нормы, которые теряют свою юр. самостоятельность. Консолидация применяется в целях упорядочения нормативного массива, доступности и удобства пользования.
Ø Кодификация– официальное внесение существенных изменений в действующее законодательство, путем создания единого, сводного, внутренне согласованного кодифицированного акта.
Результат кодификации выражается в кодифицированном акте. Их виды:
Основы законодательства – содержат основополагающие принципы и нормы, направленные на регулирование соответствующих отраслей, или институтов. Широко применялись до 1993. КРФ 93 такого вида не предусматривает;
Кодекс – нормативный акт, содержащий совокупность норм, детально и всесторонне регулирующих комплекс общественных отношений;
Устав – нормативный акт, регулирующий определенную сферу гос. деятельности (министерств, ведомств и организаций);
Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, правовой статус и организацию деятельности госорганов, организаций и учреждений;
Правила – нормативный акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности;
Регламент – нормативный акт, содержащий процедуры деятельности госорганов.
Виды кодификации:
ü Всеобщая (генеральная) кодификация – охватывает, все отрасли права, или все законодательство страны и ведет к масштабным изменениям в нормативном материале. Это происходит, как правило, при кардинальных изменениях в форме гос. - политического режима, зафиксированных в конституции, либо в иных обстоятельствах (кодификация современного законодательства Франции с целью его согласованности с правом ЕС);
ü Комплексная кодификация – внесение изменений в крупные сферы однородных общественных отношений (разработка и принятие ГК РФ);
ü Отраслевая кодификация – распространяется на правовые нормы отдельной отрасли законодательства. С 1994 по 2003 в России были приняты кодексы практически по всем основным сферам правового регулирования;
ü Специальная кодификация – объединение правовых норм отдельного, или нескольких правовых институтов (Градостроительный, Жилищный, Водный и др.)