Принципы государственного управления
Тема 2.1. Государственное управление и исполнительная власть.
Сущность государственного управления и исполнительной власти.
Принципы государственного управления.
Функции государственного управления.
Формы государственного управления.
Методы государственного управления.
Сущность государственного управления и исполнительной власти.
Административное право и государственное управление – тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, т.е. содержание управления.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти, по осуществлению возложенных на них полномочий.
Исполнительная власть - это самостоятельная ветвь единой государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.
Следует отметить, что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая. Государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Принципы государственного управления.
Под принципами гос.управления понимаются определенные требования (правила), имеющие обязательный характер. Они используются в целях улучшения управления.
Выделяют основные и специальные.
К основным принципам относятся принципы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых актах, и которые являются общими для всех отраслей (сфер) управления:
1. социальная направленность (ст. 1 Конституции);
2. приоритетность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции закрепляет, что человек, его права и свободы, гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства);
3. законность (процесс осуществления государственного управления основывается на действующем законодательстве, т.е. должны соблюдаться требования Конституции, законов, актов Президента, и иных правовых актов);
4. гласность (граждане должны быть информированы об управленческой деятельности государственных органов; статьей 34 Конституции гарантируется право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов);
5. народность (народ является единственным источником государственной власти, а следовательно и исполнительной власти - государственного управления: в части 8 статьи 13 Конституции закреплено, что государство гарантирует гражданам право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями);
6. сочетание централизации и децентрализации (проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т.е. сверху вниз);
7. ответственность (за ненадлежащее исполнение государственного управления предусмотрены различные виды юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной; ст. 59 Конституции);
8. профессионализм (осуществление государственного управления требует специальных знаний, умений, навыков, юридического и экономического образования);
9. научность (изучение государственного управления позволяет выявить недостатки и ошибки в управлении, найти наиболее эффективные способы и формы управления).
К специальным принципам относятся организационно-технические принципы. Специальные принципы делятся на два вида: принципы построения системы управления и принципы деятельности системы управления.
К первому виду относятся: 1) отраслевой, линейный; 2) функциональный; 3) территориальный.
Принципами деятельности аппарата управления являются:
1) разделение труда и его нормирование; 2) авторитет и власть; 3) дисциплина; 4) единство руководства; 5) единство распорядительства; 6) подчинение личного интереса общему; 7) вознаграждение труда; 8) сочетание стабильности персонала с выдвижением наиболее способных на вышестоящие должности; 9) порядок; 10) иерархия.